click fraud detection

Исполнение закона о бюджете в 2010 году
 
(из архива статей БиНО за февраль 2010 года)
 
Е.А. Князева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации III класса,
к.э.н.

2 декабря 2009 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее – Закон о бюджете).
Закон о бюджете вступает в силу с 1 января 2010 г. Это установлено статьей 5 Бюджетного кодекса РФ.
В данной статье мы рассмотрим основные положения Закона о бюджете, которые касаются исполнения расходов федерального бюджета, а также разъяснения по близким вопросам, содержащиеся в недавно изданных письмах компетентных органов.
В связи с принятием Закона о бюджете приостановлено действие норм некоторых федеральных законов, связанных с расходными обязательствами государства. Эти нормы мы приведем в конце статьи.
Во исполнение Закона о бюджете подготовлено Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”». В статье рассмотрены его положения, касающиеся размеров авансирования расходов.

 
Средства бюджетных учреждений от деятельности, приносящей доход
 
В статье 6 Закона о бюджете указано, что средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.
Законом о бюджете также установлено, что данные средства не могут направляться учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозитах в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Напомним, что расходование указанных средств федеральные бюджетные учреждения осуществляют в соответствии:
– с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России;
– со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета.
Рассмотрим некоторые последние изменения в этих вопросах, связанные с изданием писем Минфина России и Федерального казначейства.

Срок действия генеральных разрешений (разрешений)

Как известно, с 1 января 2009 г. действует Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н (далее – Приказ № 88н).
С 1 января 2009 г. генеральные разрешения и разрешения оформляются в соответствии с этим порядком.
Приказом Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 116н срок действия ранее выданных генеральных разрешений и разрешений продлен до 1 января 2011 г.
При этом согласно письму Минфина России от 25 июня 2009 г. № 02-03-09/2558, если получателю средств не оформлено новое разрешение, он может руководствоваться разрешением, оформленным в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности», до прекращения срока его действия, то есть до 1 января 2011 г. Тот факт, что приказ № 46н утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России от 23 декабря 2008 г. № 144н, не меняет сути.
Есть только одно исключение: если срок действия разрешений установлен отдельными распоряжениями Правительства РФ, то они действуют в течение указанного в них срока (пункт 2 Приказа № 88н; то же подтверждено письмом Федерального казначейства от 4 сентября 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-518).
Однако в распоряжениях Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 793-р, 794-р, 795-р не оговорен срок действия генеральных разрешений (разрешений), выданных упраздненными (преобразованными) федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, органы Федерального казначейства не вправе отказывать в приеме платежных документов по приносящей доход деятельности получателям средств федерального бюджета, обладающим такими разрешениями. Они не могут также отражать суммы поступлений по такой деятельности, как суммы без права расходования.

Сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности

В письме от 26 ноября 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-677 Федеральное казначейство разъяснило вопрос о соответствии показателей в сведениях о сметных назначениях и сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Многие главные распорядители средств федерального бюджета, согласно установленному ими порядку, утверждают сметы подведомственных бюджетных учреждений с показателями в тысячах рублей, в то время как в сведениях о сметных назначениях они приводятся в рублях с копейками. Чтобы им не пришлось утверждать заново в 2009 г. эти сметы, суммы, указанные в смете в тысячах рублей, Федеральное казначейство постановило считать равными их значениям, выраженным в рублях с копейками (5 тыс. руб. = 5 000 руб. 00 коп.). В аналогичных показателях, отраженных в сведениях о сметных назначениях, в сотенном, десятичном и единичном разрядах должны быть указаны нули.
При несоблюдении указанных требований орган Федерального казначейства на основании пункта 3.3 Приказа № 88н возвращает сведения о сметных назначениях для приведения их в соответствие со сметой.

Средства, поступающие во временное распоряжение учреждений
 
В пункте 2 статьи 6 Закона о бюджете установлено, что средства в валюте РФ, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.
Указанное положение распространяется на районные, межрайонные и специализированные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в связи с осуществлением судебными приставами – исполнителями исполнительных действий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Напомним, что для учета средств, поступающих во временное распоряжение, бюджетным учреждениям открыты лицевые счета с признаком 05.
Это сделано в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н.

Остатки внебюджетных средств
 
В 2009 г. в статью 6 Закона о бюджете был добавлен новый пункт, согласно которому Федеральное казначейство могло перечислять в 2009 г. остатки внебюджетных средств с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, возвращая их до 31 декабря 2009 г. на указанные счета. Эта норма сохранилась и в законе о бюджете на 2010 г.
Данная норма позволяет переводить средства с балансовых счетов органов Федерального казначейства № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» (далее – счет № 40503) и № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» (далее – счет № 40302) на единый счет Федерального казначейства.
В целом по стране на счете № 40503 числятся остатки средств в размере примерно 80 000 000 000 руб., на счете № 40302 – примерно 20 000 000 000 руб., в то время как эти суммы могут быть временно использованы в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета.
Обратите внимание, что новая норма не затрагивает прав бюджетных учреждений по получению доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и по осуществлению расходов за счет этих средств. Такое использование средств является лишь одной из форм управления ликвидностью на счетах, открытых органам Федерального казначейства.
Согласно Закону о бюджете использование остатков внебюджетных средств будет осуществляться в порядке, установленном Минфином России.
Такой порядок утвержден приказом Минфина России от 15 мая 2009 г. № 46н – Порядок перечисления в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета.

 
Особенности использования бюджетных ассигнований в отдельных сферах

В статье 9 Закона о бюджете закреплены особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта.
Так, Правительство РФ устанавливает особый порядок использования бюджетных ассигнований на такие цели, как:
1) закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;
2) закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения;
3) финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных учреждений здравоохранения;
4) финансовое обеспечение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ;
5) оплата расходов, связанных с лечением граждан РФ за пределами территории РФ, и др.
В статье 10 Закона о бюджете установлены также особенности принятия отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения.

Обслуживание отдельных счетов

В статье 22 Закона о бюджете установлены особенности обслуживания в 2010 г. Банком России и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса.
Так, учреждения Банка России и кредитные организации осуществляют без взимания платы следующие операции:
1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;
2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований;
3) проводят операции по приему наличных денежных средств от получателей бюджетных средств и по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами;
4) оказывают услуги по изготовлению и выдаче бумажных копий расчетных документов Федеральному казначейству и его территориальным органам.

Особенности исполнения федерального бюджета в 2010 году

В статье 24 Закона о бюджете реализованы требования пункта 3 статьи 217 БК РФ применительно к исполнению федерального бюджета в 2010 г. В данной статье БК РФ установлен перечень оснований для внесения в ходе исполнения бюджетов изменений в показатели сводной бюджетной росписи.
Наряду с основаниями прямого действия, не требующими дополнительного законодательного регулирования, данный перечень содержит основания, которые должны конкретизироваться в ежегодном законе о бюджете.
В рассматриваемом Законе о бюджете указаны следующие основания (статья 24):
– использование зарезервированных бюджетных ассигнований в составе утвержденного общего объема расходов;
– особенности исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.
Приостановление действия норм отдельных законов
 
В связи с выходом Закона о бюджете был принят Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом “О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”».
Начиная с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г. приостанавливается действие отдельных норм ряда законодательных актов, предусматривающих расходные обязательства РФ. Это обусловлено недостаточностью финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств (пункт 6 статьи 192 БК РФ).
В таблице представлена информация о том, положения каких нормативных актов приостанавливаются.
 
№ п/п Статья федерального закона Приостанавливаемая норма Примечание
1 Абзац 2 пункта 3 статьи 52.2 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных (см. графу «Примечание») расходов путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, рассчитываемых в соответствии с настоящим пунктом исходя из среднего сложившегося в субъекте РФ размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Предоставление субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Речь идет о компенсации платы, внесенной родителями за содержание детей в дошкольных учреждениях: на первого ребенка – 20% платы, на второго – 50%, на третьего и последующих детей – 70%.
Финансирование данных расходов является расходным обязательством субъектов РФ.
Из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта РФ на указанные цели предоставляться не будут.
2 Абзац 13 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 Сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. В 2010 г. сотрудникам органов внутренних дел не выплачивается компенсация на оздоровление детей.
3 Абзац 3 пункта 3 статьи 45 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» Сотрудникам таможенного органа для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. В 2010 г. сотрудникам таможенных органов не выплачивается компенсация на оздоровление детей.
4 Абзац 5 пункта 4, пункт 7 (в части оплаты стоимости путевок детей военнослужащих в организациях отдыха и оздоровления) статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. В 2010 г. военнослужащим не выплачивается компенсация на оздоровление детей.
5 Пункт 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. В 2010 г. оклады госслужащих не будут индексироваться на уровень инфляции.
 
 
Также приостановлены следующие положения нормативных актов:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
2) статья 7 и подпункт 9 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
3) статьи 6 (в части обязательной государственной геномной регистрации), 7, 9 и 20 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

Об авансировании расходов в 2010 году

Как было сказано выше, Правительство РФ 31 декабря 2009 г. приняло Постановление № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”» (далее – Постановление).
В пункте 8 Постановления указаны предельные размеры авансовых платежей, которые получатели бюджетных средств могут устанавливать при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.
Это положение распространяется на договоры, оплачиваемые не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
Обратите внимание, что данная норма устанавливает право, а не обязанность получателей средств федерального бюджета устанавливать авансовые платежи в заключаемых ими договорах (контрактах).
Как и прежде, в размере до 100% (но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году) могут авансироваться договоры (контракты), предметом которых является следующее:
– оказание услуг связи;
– подписка на печатные издания и их приобретение;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
– приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
– обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
– проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
– проведение Всероссийской олимпиады школьников.
На 2010 г. сохраняется норма о 100%-ном авансировании расходов по договорам о лечении граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравсоцразвития России с иностранными организациями. Напомним, что данная норма была введена в конце 2009 г. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2009 г. № 802.
В размере до 60%, но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., могут авансироваться расходы по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, а также по авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц.
Дополнительно с 2010 г. разрешено 60%-ное авансирование договоров (контрактов), заключенных с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том случае, когда такие экспозиции частично обеспечиваются за счет средств федерального бюджета.
В размере до 30%, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, могут авансироваться остальные договоры (контракты), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В размере до 30% могут авансироваться договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 000 000 руб., заключенные получателем средств федерального бюджета. В дальнейшем может сохраняться авансирование выполняемых работ в указанном размере – после того, как будет подтверждено, что работы на сумму произведенных авансовых платежей выполнены. Об этом говорится в пункте 9 Постановления.
В размере до 50%, но не более объема соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных в 2010 г., могут авансироваться договоры с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ (пункт 10 Постановления). Это касается только случаев, предусмотренных подпунктом 17.1 пункта 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».


 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: