click fraud detection

Исчисление
транспортного налога
в отношении специальных автомобилей


(из архива статей БиНО за май 2010 года)
 
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России,
Е.А. Сафохина,
доцент кафедры
налогового контроля и проверок
финансово-хозяйственной деятельности
Академии экономической безопасности МВД России,
к.э.н.

 
В редакцию ИД «БиНО» пришло письмо читателя с вопросом, по какой ставке учреждение должно уплачивать транспортный налог по пожарному автомобилю. Заданный вопрос разбивается на два. Первый: а должно ли учреждение в принципе платить транспортный налог? И второй: если должно, то по какой ставке уплачивать налог со специальных транспортных средств, коими являются кареты скорой помощи, пожарные автомобили, бетономешалки и т.д.?

Когда транспортное средство не признается
объектом обложения налогом

 
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортным налогом облагаются автомобили и другие самоходные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством России. Не являются объектом обложения этим налогом транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления (а до 2010 г. и на праве хозяйственного ведения) федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Норма установлена в подпункте 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ.
То есть чтобы транспортное средство не облагалось транспортным налогом, начиная с 1 января 2010 г. оно должно удовлетворять трем условиям:
– транспортное средство должно принадлежать федеральному органу исполнительной власти;
– в этом органе власти должна быть законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
– транспортное средство должно быть не в собственности плательщика налога, а принадлежать ему на праве оперативного управления.
Таким образом, бюджетное учреждение, в котором не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, должно платить транспортный налог.

К какой категории транспортных средств
относить спецавтомобили

 
На практике зачастую споры возникают вокруг величины налоговой ставки, подлежащей применению к таким транспортным средствам.
Налоговые ставки, установленные в статье 361 НК РФ, зависят от мощности двигателя (тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств) и категории транспортного средства. Поэтому от отнесения вышеуказанных автомобилей к той или иной категории транспортных средств зависит налоговая ставка, которую следует применять.
Напомним, что в пункте 1 статьи 361 НК РФ транспортные средства сгруппированы по следующим категориям:
– автомобили легковые;
– мотоциклы и мотороллеры;
– автобусы;
– грузовые автомобили;
– другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Причем в качестве расшифровки последней категории указаны снегоходы и мотосани. То есть приведен закрытый перечень.
Федеральные арбитражные суды продолжительное время не могли выработать единую позицию по вопросу отнесения специальных машин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т.д.), а также автомобилей с оборудованной на них специальной техникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками) к одному из видов транспортных средств в целях исчисления транспортного налога.
Налоговые органы, как правило, рассматривали их в качестве грузовых автомобилей и исчисляли по ним транспортный налог по ставке, установленной для грузовых автомобилей.
А большинство арбитражных судов поддерживали позицию налогоплательщиков, считавших, что вышеуказанные автомобили должны включаться в категорию «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». Они исходили из того, что специальные машины ни Налоговым кодексом РФ, ни иным нормативным актом не отнесены к категории «грузовые автомобили». По мнению судов, при определении категории автомототранспортных средств нужно было руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее – ОКОФ). По крайней мере это следует из пунктов 2 и 16 «Методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации по главе 28 НК РФ).
Например, пожарные машины в соответствии с ОКОФ являются специальными автомобилями, относящимися к классу автомобилей специальных и оборудования (код 14 3410332 «Машины для тушения пожаров специальными огнегасительными средствами» и код 15 3410340 «Автомобили-фургоны со специализированными кузовами») и не относятся к категории грузовых.
Точку в данном споре поставил Президиум ВАС РФ. В своем постановлении от 18 сентября 2007 г. № 5336/07 он указал следующее. ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
Понятие «транспортное средство», применяемое в статье 358 НК РФ, является более широким, чем это установлено ОКОФ, и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ из объекта обложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и в соответствии с ОКОФ учитываемые по коду 14 0000000 «Машины и оборудование». Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.
Таким образом, ОКОФ может применяться для целей исчисления транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 НК РФ.
Как же определить, какие транспортные средства включают в себя категории «грузовые автомобили» и «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу»? Предлагаем провести границу между этими категориями, опираясь на следующие рассуждения.
Исчисление транспортного налога производят на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ). Правда, это сказано в отношении налогоплательщиков – физических лиц. Но очевидно, что таким же образом сотрудники налоговых органов подходят и к исчислению налога по транспортным средствам юридических лиц.
Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Пунктом 2 данного постановления определено, что транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД МВД России. А все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, – в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Об этом же говорится в разделе IX «Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств» Методических рекомендаций по главе 28 НК РФ.
Определение категорий транспортных средств относится к компетенции регистрирующих органов.
Поэтому если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, его следует считать грузовым автомобилем. Если же оно зарегистрировано в органах Ростехнадзора – то другим самоходным транспортным средством.
Таким образом, если бюджетное учреждение и должно уплачивать транспортный налог в отношении спецавтомобилей, то сумму налога надо исчислять исходя из ставок, установленных для грузовых автомобилей.
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: