click fraud detection

Инновационный закон
для бюджетных НИИ и вузов


(из архива статей БиНО за ноябрь 2009 года)
 
Е.Л. Веденина,
эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению

 
В данной статье мы расскажем о Федеральном законе от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее – Закон № 217-ФЗ).
Этот закон направлен на коммерциализацию научной политики государства. В ряд законов внесены поправки, призванные обеспечить правовую базу для создания бюджетными учреждениями инновационных хозяйственных обществ (АО и ООО). Основная задача новых дочерних организаций бюджетников – активизировать внедрение научных достижений своих учредителей. Заодно с помощью этих коммерческих фирм планируется решить проблему трудоустройства как высококвалифицированных научных кадров, так и вчерашних студентов.
 
Порядок создания
инновационных хозяйственных обществ

Законом № 217-ФЗ внесены изменения в следующие законы:
– Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
– Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
– Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО);
– Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Учредителями хозяйственных обществ, о которых идет речь в новом законе, могут быть бюджетные учреждения, а также созданные государственными академиями наук научные учреждения и высшие учебные заведения (далее – НИИ и вузы).
Основная «изюминка» закона – уведомительный порядок создания бюджетниками инновационных коммерческих фирм, то есть испрашивать разрешение у собственников на это мероприятие им не нужно. Однако НИИ и вузы обязаны уведомить об этом Минобрнауки России – в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Форма уведомления на сегодня не установлена.
С другой стороны, на распоряжение своими акциями (долями) в инновационных обществах бюджетники должны получать согласие собственников. Управление этими долями (акциями) осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом норм Закона № 217-ФЗ. От имени вузов и НИИ – участников внедренческих хозяйственных обществ выступают их руководители.
Доходы от управления долями и акциями внедренческих фирм, а также дивиденды поступают в распоряжение учредителей – вузов и НИИ, учитываются у них на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД), выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности.

Особенности внесения вкладов
в уставный капитал внедренческих обществ

Деятельность новых внедренческих обществ, учрежденных бюджетниками, должна быть направлена на применение и (или) внедрение РИД.
Перечень РИД, приведенный в Законе № 217-ФЗ, закрытый. Это программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
НИИ и вузы могут вносить в уставные капиталы внедренческих обществ права пользования РИД по лицензионному договору. Исключительные права на эти разработки остаются у бюджетных учреждений. А полученное по лицензионному договору в качестве вклада в уставный капитал право пользования РИД дочерняя коммерческая фирма не может предоставлять (передавать) третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статье 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) уже есть формулировка, согласно которой при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества учредитель должен привлекать независимого оценщика, если иное не установлено федеральным законом.
Законом № 217-ФЗ внесены поправки в статью 15 Закона об ООО. Теперь согласно новой редакции этой статьи если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 000 руб., то в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не установлено федеральным законом.
«Иное» установлено, в частности, самим Законом № 217-ФЗ. В нем есть специальная норма о денежной оценке прав по лицензионному договору, которые вносятся в уставный капитал внедренческих фирм. Эта оценка утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость такого вклада составляет более чем 500 000 руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
Относительно других видов вкладов бюджетников в уставный капитал хозяйственных обществ в Законе № 217-ФЗ сказано, что это могут быть денежные средства, оборудование, а также иное имущество, находящиеся у них в оперативном управлении. Порядок передачи указанного имущества установлен Гражданским кодексом РФ. Соотношение стоимости прав по лицензионному договору и иных видов вкладов НИИ и вуза в уставный капитал хозяйственного общества Закон № 217-ФЗ не устанавливает.
Бюджетники при учреждении инновационных обществ могут «кооперироваться» с иными соучредителями, которые в Законе № 217-ФЗ именуются другими лицами. Их статус, организационно-правовую форму, форму собственности и государство, резидентом которого они являются, Закон не ограничивает. Зато в нем есть другие ограничения (условия) соучредительства, а именно:
1) бюджетный учредитель (НИИ или вуз) должен иметь долю в уставном капитале АО более 25%, ООО – более чем одну треть;
2) доля (акции) других лиц в уставном капитале нового АО или ООО должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину;
3) оставшаяся часть доли (акций) других лиц может быть оплачена исключительными правами на РИД, правом использования РИД. Если для практического применения (внедрения) указанных РИД необходимы материалы, оборудование или иное имущество, то другие лица могут вносить такое имущество в оплату своей доли.
Как видим, определяя эти условия, законодатель обозначает бюджетного учредителя (НИИ или вуз) в единственном числе. Поэтому непонятно, как действовать в том случае, если соучредителей-бюджетников будет несколько. Подходят ли они под определение «другие лица»? Непонятно также, распространяются ли правила денежной оценки прав пользования РИД, установленные Законом № 217-ФЗ, и на вклады «других лиц»?

Внедренческие общества
как субъекты малого и среднего предпринимательства

Законом № 217-ФЗ внесены поправки в статью 4 Закона № 209-ФЗ. В ней установлено такое ограничение: в уставном капитале организации, претендующей на статус субъекта малого и среднего предпринимательства, доля учредителей – юридических лиц, не являющихся «малышами» и «середняками», должна составлять не более 25%.
Теперь это требование не распространяется на внедренческие общества, учрежденные по Закону № 217-ФЗ. Изменения введены потому, что НИИ и вузы «малышами» быть не могут; кроме того, по Закону № 217-ФЗ их доля в уставном капитале как раз должна превышать 25%. Кстати, поскольку ограничение на указанную долю снято с самих внедренческих фирм, а не с их учредителей, то получается, что такая поблажка распространяется и на «других лиц» – соучредителей внедренческих фирм, в том числе учредителей-коммерсантов. Подчеркнем, что иных установленных Законом № 209-ФЗ ограничений на право организаций именоваться «малышами» и «середняками» новшества не коснулись.
У малых и средних предприятий, соответствующих условиям Закона № 209-ФЗ, конечно, есть ряд льгот. Это мораторий на плановые проверки, льготный режим приватизации госнедвижимости и т.д. Но в Налоговый кодекс РФ Закон № 217-ФЗ никаких изменений не внес. Поэтому налоговых преимуществ внедренческие фирмы, в том числе малые и средние по Закону № 209-ФЗ, не получили. В частности отнесение организаций к малым предприятиям в соответствии с Законом № 209-ФЗ само по себе не является основанием для предоставления им права на применение упрощенной системы налогообложения (письмо Минфина России от 19 августа 2008 г. № 03-11-04/3/391).
Напомним, что согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (а именно так и происходит с внедренческими фирмами), не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Минобрнауки России о создании внедренческих обществ

Минобрнауки России выпустило первые разъяснения к Закону № 217-ФЗ – письма от 7 августа 2009 г. № ВМ-788/04 и ВМ-790/04. Подчеркнем, что они носят рекомендательный характер.
Главным распорядителям средств федерального бюджета предложено включить в генеральные разрешения на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными им бюджетными учреждениями науки и высшего образования дополнительные источники формирования средств от указанной деятельности. Это доход от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах созданных ими хозяйственных обществ и полученные учреждениями дивиденды.
Собственники должны поручить НИИ и вузам внести аналогичное уточнение в свои уставы, а именно включить в состав разрешенных видов деятельности, приносящих доход, распоряжение долями (акциями) в уставных капиталах внедренческих фирм и получение от них дивидендов. Пока неясно, должна ли такая кампания по внесению изменений в уставы носить массовый характер в расчете «на всякий случай».
Минобрнауки России отметило, что лицензионный договор между НИИ или вузом и создаваемым хозяйственным обществом заключается после внесения записи о государственной регистрации общества в ЕГРЮЛ.
Также НИИ и вузам рекомендовано:
1) привести в соответствие с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция), бюджетный учет РИД, права на которые принадлежат НИИ или вузу. При постановке РИД на бюджетный учет должна быть определена их стоимость на основании затрат на их создание (приобретение);
2) провести оценку права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, а также оценку иного имущества, вносимого в его уставный капитал. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании РИД и обеспечении условий для их использования в запланированных целях. При этом необходимо учитывать, что в случае, если планируемая стоимость права использования РИД более 500 000 руб., то необходимо привлечь независимого оценщика;
3) определить, будет ли научное или образовательное учреждение являться единственным учредителем хозяйственного общества или будут привлечены соучредители;
4) принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято такое решение. В рекомендациях Минобрнауки России перечислены вопросы, которые следует отразить в этом решении;
5) подать в территориальный орган ФНС России по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества документы на государственную регистрацию;
6) уведомить Минобрнауки России о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о его государственной регистрации;
7) уведомить федеральный орган исполнительной власти или государственную академию наук по подведомственности;
8) заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать этот договор в Роспатенте в том случае, если сами РИД, право на использование которых передается в уставный капитал этого общества, подлежат государственной регистрации.
Со всеми вопросами, возникающими в процессе применения Закона № 217-ФЗ, Минобрнауки России предлагает обращаться по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, ул. Тверская, д. 11 или по телефонам: (495) 629-7889, 629-5813.

Узкие места нового закона

Часть проблем, которые возникнут у бюджетников при применении на практике Закона № 217-ФЗ, мы уже отметили выше. На самом деле таких проблем гораздо больше. Остановимся на некоторых из них.
1. По мнению некоторых специалистов, порядок передачи бюджетными учреждениями в уставный капитал коммерческой фирмы имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, уже установлен в Гражданском кодексе РФ.
Согласно статье 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ. А в последней сказано, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом Закон № 217-ФЗ установил, что разрешения собственника на создание внедренческого общества не требуется.
Однако другие специалисты обращают внимание на статью 298 ГК РФ. В соответствии с этой статьей бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. В указанной статье не предусмотрена возможность преодолевать данный запрет нормами других законов. Однако на практике при сдаче бюджетниками в аренду госимущества именно такое нарушение статьи 298 ГК РФ на основании других законов и происходит.
Таким образом, вопрос о том, до какой степени бюджетные учреждения могут распоряжаться государственным имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в гражданском законодательстве трактуется неоднозначно.
2. Заинтересованы ли кредиторы иметь дело с обществом, которое отвечает по своим обязательствам таким ненадежным имуществом, как неисключительные права по лицензионному договору? Что будет с государственным имуществом, переданным коммерческой фирме в качестве вклада в уставный капитал, в случае ее банкротства? Что произойдет с уже учрежденным обществом, если его основной учредитель-бюджетник передаст свою долю третьим лицам или уменьшит ее до размера ниже лимита, установленного Законом № 217-ФЗ?
3. Пунктом 3 статьи 15 Закона об ООО предусмотрена выплата обществу учредителем денежной компенсации в случае, если исключительное право на РИД или иные права, которые этот учредитель использовал при учреждении общества, досрочно прекратятся. За счет каких источников будет выплачиваться такая компенсация бюджетными НИИ и вузами?
4. Для бюджетного учета нематериальных активов (НМА), которые Минобрнауки России предлагает НИИ и вузам принять на баланс, в Инструкции предусмотрен счет 0 102 01 000 «Нематериальные активы». Оприходование излишков НМА, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости по дебету счета 0 102 01 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счета 0 401 01 180 «Прочие доходы».
Однако в Инструкции прямо не указано, каким образом отражать в бюджетном учете неисключительное право, которое планируется внести в уставный капитал внедренческой фирмы, и сам этот взнос.
При этом может возникнуть вопрос об уплате налога на прибыль (письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-03-05/161) и об определении источника этой уплаты. При оприходовании РИД нужно будет установить их целевое назначение – для коммерческой или для бюджетной деятельности. Одновременно придется разбираться с наличием у НИИ и вузов самих юридических прав на РИД, а также с объемом этих прав.
Напомним, что условия закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, установлены постановлениями Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 (действовало до 12 мая 2009 г.) и от 22 апреля 2009 г. № 342 (действует после 12 мая 2009 г.).
Некоторые специалисты-оценщики возражают против использования затратного метода при оценке стоимости права пользования РИД. Ведь такое право (если лицензия неисключительная) может предоставляться неограниченному кругу лиц. Кстати, уточнений относительно вида лицензии, которая вносится в уставный капитал внедренческого общества, Закон № 217-ФЗ не содержит.
Заметим, что в письме от 2 февраля 2000 г. № 04-02-05/7 Минфин России требует, чтобы в качестве вклада в простое товарищество товарищи вносили только то, что принадлежит им на праве собственности, отражено в балансе и имеет стоимостную оценку, то есть денежные средства, имущество, нематериальные активы и т.п. Поменяет ли главное финансовое ведомство свою точку зрения, если речь пойдет о вкладах в уставный капитал хозяйственных обществ в виде отсутствующих на балансе прав пользования РИД (особенно если учредителями будут бюджетники)?
5. Если НИИ или вуз учредит несколько внедренческих обществ и даст им свой юридический адрес, то не возникнут ли у партнеров проблемы с так называемыми адресами массовой регистрации?
В заключение отметим, что сейчас специалисты горячо обсуждают эти и другие болевые точки нового закона об учреждении бюджетниками коммерческих фирм в целях внедрения научных разработок. Активно обсуждается эта тема и в гуманитарных научных кругах, представителей которых также интересует коммерциализация их внедренческой деятельности. Чиновники (по крайней мере, из Минобрнауки России) планируют выпустить более подробный пакет методических материалов к этому закону. А научная общественность настаивает на том, чтобы законодатель продолжил работу над законом, и тем самым были сокращены издержки при его применении. Нас наверняка ожидает также выпуск новых нормативно-правовых актов по данному вопросу. Поэтому НИИ и вузам в такой ситуации лучше всего руководствоваться правилом «семь раз отмерь – один отрежь»…
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: