click fraud detection

Федеральный бюджет – 2008–2010

(из архива статей БиНО за февраль 2008 года)
 
Е.А. Малинина,
юрист,
советник государственной
гражданской службы РФ II класса

Все наши читатели, конечно, знают, что в апреле 2007 г. был принят Федеральный закон об изменениях в Бюджетный кодекс РФ  (закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», далее – Закон № 63-ФЗ). Благодаря ему Бюджетный кодекс РФ существенно обновился. Часть поправок и дополнений, введенных в него Законом № 63-ФЗ, действует уже с 28 апреля 2007 г. Но большинство изменений в Кодекс, которые содержит этот закон, вступило в силу недавно, 1 января.
Согласно Закону № 63-ФЗ (пункт 3 статьи 169) закон о федеральном бюджете теперь принимается не на один год, а на три (очередной финансовый год и плановый период – два последующих года).
В декабре прошлого года была избрана новая Госдума РФ. Из-за выборов Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»  (далее – Закон о бюджете) депутаты приняли еще до ухода на летние каникулы – 24 июля 2007 г.
Нужно отметить, что нынешний Закон о бюджете – первый закон о трехлетнем бюджете страны – в значительной степени отличается от законов о федеральном бюджете, которые принимались раньше. Прежде всего потому, что многие вопросы, которые из года в год решались в этих законах, сегодня урегулированы Бюджетным кодексом РФ.
В данной статье мы рассмотрим основные положения Закона о бюджете в тесной связи с нормами БК РФ и Закона № 63-ФЗ. Часть положений Закона о бюджете носит длительный характер и будет действовать все три года, с 2008 по 2010-й. А некоторые нормы касаются только текущего года – в этом случае в Законе делается специальная оговорка про 2008 г. Такую же оговорку будем делать и мы.
 
Основные характеристики федерального бюджета

Согласно статье 184.1 БК РФ закон о федеральном бюджете должен содержать основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем бюджетных доходов и расходов, а также дефицит (профицит) бюджета.
На 2008–2010 гг. эти характеристики приведены в статье 1 Закона о бюджете.
При этом показатели бюджета утверждены раздельно на 2008 г. и на плановый период – 2009–2010 гг., которые будут уточняться при составлении и утверждении проекта федерального бюджета соответственно на 2009 и на 2010 гг.
Основные характеристики федерального бюджета на 2008 г. определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 35 000 млрд руб. и уровня инфляции не более 7%.
Общий объем доходов федерального бюджета в 2008 г. прогнозируется в размере 6 644 447 448 тыс. руб., а общий объем расходов – в размере 6 570 297 744 тыс. руб. Таким образом, бюджет 2008 г., как и в последние несколько лет, профицитный (профицит равен 74 149 704 тыс. руб.).
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 и 2010 гг. определены исходя из предполагаемого объема ВВП в размере 39 690 млрд руб. и 44 800 млрд руб. соответственно.
Предполагаемый уровень инфляции на 2009 и 2010 гг. – соответственно 6,5% (декабрь 2009 г. к декабрю 2008 г.) и 6% (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г.).
Бюджет на 2009 г. прогнозируется также с профицитом в размере 14 292 951,2 тыс. руб. (при общем объеме доходов в 7 465 446 753 тыс. руб. и расходов в 7 451 153 801,8 тыс. руб.). А вот в 2010 г. нас ожидает равенство общего объема доходов и расходов (как доходы, так и расходы запланированы в объеме 8 089 965 207 тыс. руб.).
На основании статьи 184.1 БК РФ в Законе о бюджете также установлены:
– перечень главных администраторов доходов федерального бюджета (приложение 6);
– перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (приложение 7);
– бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (приложения 10 и 11) и плановый период (приложения 12 и 13);
– общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2008, 2009 и 2010 гг., отдельно по каждому году (статья 7);
– объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов РФ, на 2008 г. (приложение 37) и на 2009–2010 гг. (приложение 38);
– верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2009 г.;
– верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2009 г.;
– иные показатели федерального бюджета.
Отметим, что в 2008 г. Минфин России вправе изменять состав кодов классификации доходов бюджетов РФ или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Согласно статье 4 Закона о бюджете такие изменения возможны в том случае, если по каким-то причинам в текущем году будут изменяться состав и (или) функции главных администраторов доходов федерального бюджета или главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нормативы распределения доходов

Нормативы распределения доходов между бюджетами разных уровней устанавливает Бюджетный кодекс РФ (главы 7–9). Те нормативы распределения, которых в нем нет, должен содержать Закон о бюджете. Такая норма закреплена в пункте 2 статьи 184.1 БК РФ.
В приложении 1 к Закону о бюджете даны отсутствующие в БК РФ нормативы распределения доходов на 2008–2010 гг. Это следующие доходы:
– задолженность прошлых лет по отдельным видам налогов (акцизы на бензин и алкогольную продукцию);
– задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
– платежи при пользовании природными ресурсами;
– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
– доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
– административные платежи и сборы;
– штрафы, санкции, возмещение ущерба.
В зависимости от того, о каких суммах идет речь, указанные доходы полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ. Например, в такой группе доходов, как задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, 100% доходов от налога на пользователей автодорог зачисляются в бюджет субъекта РФ, 60% доходов от налога на покупку иностранной валюты – в федеральный бюджет и 40% – в бюджет субъекта РФ.
Некоторые из вышеназванных доходов поступают в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ в порядке, который установлен специальным соглашением, – процент их зачисления в эти бюджеты Закон о бюджете не определяет.
Три вида доходов, указанных в приложении 1, полностью зачисляются в федеральный бюджет. К ним относятся:
– доходы от внешнеэкономической деятельности;
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
– прочие неналоговые доходы.
Рассмотрим некоторые нормативы распределения доходов более подробно.
Согласно статье 56 БК РФ 100% доходов от акцизов на алкогольную продукцию (федеральный налог) зачисляются в бюджеты субъектов РФ. При этом 20% доходов от акцизов на определенные виды алкоголя (они названы в статье 56 БК РФ) зачисляются в бюджет субъекта РФ по месту производства данного алкоголя. Остальные 80% полученных доходов распределяются между бюджетами субъектов РФ по нормативам, которые утверждаются законом о федеральном бюджете.
В соответствии с этой нормой БК РФ пункт 2 статьи 2 Закона о бюджете устанавливает, что указанные 80% доходов направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства. А тот не реже одного раза в 10 дней перечисляет эти доходы в бюджеты субъектов РФ по нормативам распределения, указанным в Законе о бюджете. На 2008 г. данные нормативы включены в приложение 2, на 2009–2010 гг. – в приложение 3 к Закону о бюджете.
В бюджеты субъектов РФ зачисляются также 60% доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей (федеральные налоги). Такой норматив зачисления предусматривает статья 56 БК РФ и пункт 3 статьи 2 Закона о бюджете.
Эти 60% тоже направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства, который перечисляет их в бюджеты субъектов РФ. Перечисление должно происходить регулярно – не реже одного раза в 10 дней, в соответствии с нормативами распределения из Закона о бюджете. Для 2008 г. нормативы распределения по таким доходам установлены в приложении 4, для 2009–2010 гг. – в приложении 5 к Закону о бюджете.

Индексация ставок отдельных видов платежей в 2008 году

На 2008 г. проиндексированы ставки некоторых видов платежей (статья 3 Закона о бюджете).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду Правительство РФ устанавливало в 2003 и 2005 гг. (постановления от 12 июня 2003 г. № 344 и от 1 июля 2005 г. № 410). В 2008 г. нормативы 2003 г. применяются с коэффициентом 1,48, а нормативы 2005 г. – с коэффициентом 1,21.
Кроме того, для отдельных ставок платы, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310, применяются коэффициенты:
– 1,15 – для ставок платы за единицу объема древесины, которая заготавливается на землях, находящихся в федеральной собственности;
– 1,07 – для ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка.
 
Администрирование доходов бюджетов в 2008 году

Напомним, что понятия главного администратора и администратора доходов определены статьей 6 БК РФ.
Главный администратор доходов – это определенный Законом о бюджете орган государственной власти (государственный орган), Банк России, иная организация, которые сами являются администраторами доходов бюджета и (или) имеют в своем ведении администраторов доходов бюджета.
Администраторы доходов контролируют в соответствии с законодательством РФ, насколько правильно исчислены, полно и своевременно уплачены те или иные платежи, являющиеся доходами федерального бюджета. Также они контролируют начисление, учет, взыскание этих платежей, пеней и штрафов по ним. Кроме того, администраторы принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, их коды, а также закрепленные за ними виды (подвиды) доходов бюджета приведены в приложении 6 к Закону о бюджете.

Передача функций администраторов доходов

В случаях, установленных законодательством, некоторые функции администраторов доходов федерального бюджета вправе выполнять государственные органы и органы государственной власти, которые не являются федеральными органами исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Кроме того, часть этих функций может передаваться бюджетным учреждениям, находящимся в ведении вышеназванных органов. Они тоже наделяются функциями администраторов доходов федерального бюджета на основании соответствующих законодательных норм.
Как сказано в пункте 7 статьи 5 Закона о бюджете, органы и учреждения, которым переданы такие функции, могут:
– начислять и учитывать ряд платежей, контролировать их исчисление и уплату. К этим платежам пункт 7 прежде всего относит госпошлину за совершение действий, связанных с лицензированием и аттестацией, за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий. Другой вид платежей, предусмотренный данным пунктом, – платежи по отдельным видам неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, включая пени и штрафы по ним;
– взыскивать задолженность и принимать решения о возврате (зачете) этих платежей в порядке, установленном для администраторов доходов федерального бюджета.
Правила учета и отражения в бюджетной отчетности платежей, которые названы в пункте 7 статьи 5 Закона о бюджете, определяет Минфин России.
В статье 5 Закона о бюджете установлены особенности администрирования некоторых доходов бюджетов в 2008 г.

Налоги

Как известно, долг организаций по федеральным, региональным или местным налогам и сборам может быть реструктурирован. В том случае, если у организации образуется также задолженность по процентам, которые начислены на суммы такого долга, территориальный орган ФНС России по месту нахождения налогоплательщика может обращаться в суд с иском о взыскании «процентной» задолженности. Это право территориальным налоговым органам предоставляет пункт 2 статьи 5 Закона о бюджете.
При этом в пункте 3 данной статьи установлено, что:
– возврат суммы налога, которая возмещается в соответствии с Налоговым кодексом РФ, отражается по коду этого налога по классификации доходов бюджетов РФ;
– уплата процентов за нарушение срока возврата налога (сбора), начисленных в соответствии с Налоговым кодексом РФ, и процентов по сумме излишне взысканного налога (сбора) отражается по отдельному коду подвида доходов соответствующего кода налога (сбора) по классификации доходов бюджетов РФ.

Средства от реализации древесины

Установлен порядок зачисления в федеральный бюджет средств от реализации древесины, полученной при использовании лесов в ходе геологических работ, строительстве водохранилищ, линий электропередачи и в других случаях, которые предусмотрены статьями 43–46 Лесного кодекса РФ (пункт 4 статьи 5 Закона о бюджете).
Речь идет о древесине:
– не вывезенной лесопользователями с мест рубок в течение установленного срока или самовольно срубленной (секвестрованной);
– полученной при размещении заказа на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов без продажи лесных насаждений для заготовки древесины;
– полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда.
В федеральный бюджет перечисляются средства от реализации такой древесины, оставшиеся после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.

Госпошлина

В том случае, когда госпошлину уплачивает бюджетное учреждение, которому открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, факт ее уплаты подтверждает платежное поручение с отметкой этого органа. Об этом сказано в пункте 6 статьи 5 Закона о бюджете.
Аналогично подтверждается и уплата госпошлины тем учреждением, чей лицевой счет открыт в финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования, – на платежном поручении должна стоять отметка данного финоргана.

Средства от реализации имущества силовых ведомств

Как следует из пункта 8 статьи 5 Закона о бюджете, в 2008 г. в федеральный бюджет должны перечисляться средства от реализации:
– высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и подведомственных им получателей средств федерального бюджета (далее – подведомственные получатели);
– продукции военного назначения, имеющейся у федеральных органов исполнительной власти, при осуществлении военно-технического сотрудничества;
– земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности.
При этом сначала вся оплата указанного имущества зачисляется на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые открыты в территориальных органах Федерального казначейства вышеупомянутым органам и подведомственным получателям. В зависимости от того, кто реализовал имущество (федеральный орган власти или подведомственный получатель), средства зачисляются на счет органа власти или подведомственного получателя. А затем уже с этих счетов суммы от реализации имущества перечисляются в доход федерального бюджета.
Средства, зачисленные на их лицевые счета, федеральные органы исполнительной власти перечисляют в бюджет напрямую. Что же касается средств, которые зачислены на лицевые счета подведомственных получателей, то здесь пункт 8 статьи 5 Закона о бюджете устанавливает несколько иной порядок.
Согласно ему вначале подведомственным получателям необходимо уплатить с этих средств налоги, сборы и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством РФ, а также возместить суммы:
– расходов по оформлению правоустанавливающих документов на высвобождаемое недвижимое военное имущество и земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности;
– затрат на реализацию высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества (за исключением затрат на реализацию высвобождаемого недвижимого военного имущества, понесенных Российским фондом федерального имущества);
– затрат на подготовку и поставку на экспорт продукции военного назначения и оказание услуг в рамках военно-технического сотрудничества, а также на мероприятия по оценке их стоимости.
Оставшиеся средства получатели перечисляют на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых они находятся. После этого федеральные органы власти перечисляют их в федеральный бюджет.
Если реализуется военное и иное имущество или продукция военного назначения, имеющиеся у главных распорядителей средств федерального бюджета и подведомственных им получателей, то бюджетные ассигнования для них увеличиваются на поступившую в федеральный бюджет сумму от реализации (пункт 4 статьи 8 Закона о бюджете). Разумеется, в сумму ассигнований при этом не входят поступившие в бюджет средства от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Такие дополнительные бюджетные ассигнования направляются:
– на проведение мероприятий по реформированию соответствующего федерального органа исполнительной власти;
– жилищное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
– социальную защиту военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей, а также лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы.

Иные доходы

В бюджет зачисляются и доходы от экспорта продукции военного назначения. Если решено экспортировать такую продукцию и при этом в экономический и гражданско-правовой оборот вовлекаются результаты НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, Минюст России должен обеспечить заключение лицензионных договоров. В них обязательно должна быть определена стоимость использования (передачи) результатов названных работ (прав). Эта норма закреплена пунктом 9 статьи 5 Закона о бюджете.
Согласно пункту 10 той же статьи 5 средства, которые организация получила от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники, перечисляются в доход федерального бюджета после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Также в доход федерального бюджета перечисляются средства от использования (по решениям Правительства РФ) специального сырья и делящихся материалов из состава государственного запаса. Они тоже становятся доходом бюджета после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (статья 11 статьи 5 Закона о бюджете).
Пункт 12 статьи 5 Закона о бюджете устанавливает, что задолженность стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей работ по государственному оборонному заказу в 2008 г. реструктурируется в порядке, который утверждает Правительство РФ. Значит, в ближайшее время такой порядок должен появиться.

Использование средств, получаемых
федеральными бюджетными учреждениями

 
Порядок использования бюджетных средств бюджетными учреждениями теперь полностью регулируется Бюджетным кодексом РФ. Но некоторые нормы, установленные БК РФ, на 2008–2010 гг. конкретизированы в Законе о бюджете.
При этом в Законе № 63-ФЗ (статья 5) сказано, что должен быть принят федеральный закон, который определит особенности использования бюджетными учреждениями таких средств, как:
– средства от оказания платных услуг;
– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
– средства от иной приносящей доход деятельности.
С принятием такого закона при составлении, утверждении, исполнении федерального бюджета и подготовке отчетности о его исполнении в состав доходов бюджета будут включаться (пункт 5 статьи 41 БК РФ):
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
– средства безвозмездных поступлений и от иной приносящей доход деятельности.
Как учитываются и расходуются средства до вступления в силу указанного закона, устанавливает статья 5 Закона № 63-ФЗ.

Доходы от сдачи имущества в аренду

Доходы от сдачи в аренду федерального имущества, которое передано в оперативное управление отдельным федеральным бюджетным учреждениям, как и прежде, отражаются на их лицевых счетах в органах Федерального казначейства. Эти средства направляются на содержание и развитие материально-технической базы данных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета (подпункт 1 пункта 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ).
Раньше перечень таких учреждений определялся законом о бюджете на очередной финансовый год, теперь он дан в Законе № 63-ФЗ (пункт 11 статьи 5). Это федеральные бюджетные учреждения культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивные учреждения.
По сравнению с 2007 г. из перечня исключены федеральные государственные учреждения научного обслуживания российских академий наук. Связано это с тем, что государственные академии наук и подведомственные им учреждения в обозримом будущем изменят свой правовой статус. Согласно пункту 13 статьи 5 Закона № 63-ФЗ они будут работать в соответствии с нормами БК РФ, касающимися бюджетных учреждений, до того момента, пока Правительство РФ не утвердит их устав.
Отметим, что устав Российской академии наук уже утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785. В этом же постановлении сказано, что РАН и подведомственные ей учреждения будут руководствоваться положениями БК РФ, относящимися к бюджетным учреждениям, до 1 января 2009 г. С 1 января следующего года статус РАН и подведомственных ей организаций изменится. Так, сама РАН будет иметь статус некоммерческой научной организации, созданной в форме государственной академии наук, а подведомственные организации должны будут создаваться в форме учреждений РАН или федеральных государственных унитарных предприятий. Средства федерального бюджета РАН и подведомственные ей организации с 1 января 2009 г. будут получать в виде субсидий. Также с 2009 г. они смогут открывать счета в кредитных организациях.

Средства от приносящей доход деятельности

Подпункт 3 пункта 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ предоставляет бюджетным учреждениям право обеспечивать свою деятельность за счет следующих средств от приносящей доход деятельности (именно этим понятием они объединены в данном законе):
– средства от оказания платных услуг;
– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
– средства от иной приносящей доход деятельности.
Основанием для использования этих средств является генеральное разрешение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются:
– источники образования данных средств;
– направления их использования;
– нормативные правовые акты РФ и положения устава бюджетного учреждения, которые устанавливают источники образования и направления использования таких средств.
При этом подпункт 3 пункта 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ предусматривает, что право на использование указанных средств должно быть установлено Законом о бюджете.
И Закон о бюджете предусмотрел такое право пунктом 1 статьи 6 Закона. Согласно ему средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на их лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства.
Расходовать данные средства, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бюджете, федеральные учреждения могут в пределах остатков на своих лицевых счетах. Для этого они одновременно должны иметь следующие документы:
– генеральные разрешения (разрешения), оформленные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в соответствии с требованиями Минфина России;
– утвержденные сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, по которым должны расходоваться полученные внебюджетные средства. Порядок утверждения этих смет определяют главные распорядители средств федерального бюджета.
Договоры, которые подлежат исполнению за счет средств от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения могут заключать и оплачивать согласно доходно-расходным сметам по этим средствам (подпункт 5 пункта 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ).
Пункт 1 статьи 6 Закона о бюджете вводит ограничение для федеральных бюджетных учреждений: они не могут направлять средства от приносящей доход деятельности на создание других организаций и на покупку ценных бумаг. Также они не вправе размещать данные средства на депозиты в кредитных организациях.
Как и законы о федеральном бюджете прежних лет, для некоторых федеральных учреждений Закон о бюджете предусматривает исключение из общего порядка расходования средств от приносящей доход деятельности (пункт 3 статьи 6 Закона о бюджете).
Оно установлено для средств в валюте РФ, которые поступают на лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, открытые в территориальных органах Федерального казначейства:
– подразделениям федеральной противопожарной службы в соответствии с договорами по охране организаций от пожаров;
– подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и оказанию иных услуг по обеспечению охраны и безопасности граждан.
Эти средства необходимо перечислить в федеральный бюджет. Но до этого получившее их учреждение должно уплатить с данных средств обязательные платежи в соответствии с законодательством РФ (налоги, сборы и пр.), а кроме того – возместить материальные затраты, связанные с охраной от пожаров, и убытки в связи с кражами и иными обстоятельствами, которые обусловлены договорами.
При этом стоимость услуг подразделений органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений в 2008 г. пересматриваться не должна. Как устанавливает пункт 3 статьи 6 Закона о бюджете, такой пересмотр невозможен в принципе, в том числе при увеличении (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны.

Средства во временном распоряжении

Средства в валюте РФ, которые поступают во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, учитываются на их лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок учета этих средств на лицевых счетах также устанавливает Федеральное казначейство (пункт 2 статьи 6 Закона о бюджете).
Напомним, что в настоящее время действует Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального казначейства от 7 сентября 2005 г. № 17н. Согласно ему лицевые счета для учета операций со средствами во временном распоряжении имеют код 05.

Использование бюджетных ассигнований на 2008 год

Размер бюджетных ассигнований на те или иные цели в текущем году определяют приложения 10 и 11 (секретное) к Закону о бюджете. В них ассигнования на 2008 г. распределены по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета.
При этом для сферы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта предусмотрены особенности использования бюджетных ассигнований в 2008 г. (статьи 9 и 10 Закона о бюджете). В чем они заключаются?

В сфере образования

Исходя из статьи 9 Закона о бюджете, Правительство РФ установит порядок направления бюджетных ассигнований, которые утверждены на 2008 г. по разделу «Образование» классификации расходов бюджетов. Данные суммы Правительство РФ направит на следующие цели:
– на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования субъектов РФ;
– на проведение эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования.
Кроме того, по им же установленным правилам Правительство РФ передаст в собственность субъектов РФ приобретенные в 2008 г.:
– автобусы для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
– учебное оборудование для общеобразовательных учреждений;
– оборудование, необходимое для централизованного подключения образовательных учреждений к Интернету.
При необходимости субъекты РФ могут в дальнейшем передать это имущество в собственность муниципальных образований.

В сфере здравоохранения, физической культуры и спорта

В 2008 г. бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов также направляются в порядке, который утверждает Правительство РФ. Статья 10 Закона о бюджете определяет, что Правительство РФ может направить эти ассигнования:
 – на централизованные закупки перечисленных в статье 10 Закона о бюджете диагностических и лекарственных средств, оборудования и расходных материалов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
– финансирование выплат медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам станций скорой помощи федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству;
– финансирование дополнительной медицинской помощи, которую в рамках госзадания оказывают в федеральных ведомственных медучреждениях участковые терапевты, педиатры и медсестры этих врачей, семейные врачи и их медсестры. Условие такого финансирования – размещение в данных медучреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;
– финансовое обеспечение госзадания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ;
– оплату расходов, связанных с лечением граждан РФ за границей;
– проектирование, строительство и оснащение перинатальных медицинских центров;
– мероприятия по улучшению организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
– мероприятия по улучшению медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.

Установление отдельных расходных обязательств РФ

Определен размер материнского (семейного) капитала на 2008 г. В этом году он составит 267 500 руб. (пункт 1 статьи 11 Закона о бюджете).
Напомним, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (статья 6) первоначальный размер материнского капитала составляет 250 000 руб. Эта сумма должна ежегодно пересматриваться с учетом инфляции. На каждый финансовый год размер материнского капитала устанавливает соответствующий закон о федеральном бюджете.
По заявке Пенсионного фонда РФ средства материнского капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет этого фонда.
Размер накопительного взноса на каждого участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, который включен в реестр участников этой системы, в 2008 г. увеличен до 89 900 руб. (пункт 2 статьи 11 Закона о бюджете). В 2007 г. он составлял 82 800 руб.
Такие средства выделяются военнослужащим – гражданам РФ, которые проходят военную службу по контракту и включены в реестр участников в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Это предусматривает статья 3 данного закона.
По субъектам РФ распределены бюджетные ассигнования на социальные выплаты для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавшими из этих районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. (в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 гг.). На 2008 г. такие ассигнования распределяются согласно приложению 34, а на 2009–2010 гг. – согласно приложению 35 к Закону о бюджете.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета – это средства федерального бюджета, которые предоставляются бюджетам бюджетной системы РФ в форме (статья 129 БК РФ):
– дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
– субсидий бюджетам субъектов РФ;
– субвенций бюджетам субъектов РФ;
– иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
– межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Порядок предоставления межбюджетных трансфертов устанавливает Правительство РФ (пункт 8 статьи 7 Закона о бюджете).

Трансферты бюджетам субъектов РФ

Напомним, что согласно статье 132 Бюджетного кодекса РФ субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета являются межбюджетные трансферты, которые предоставляются им для софинансирования расходных обязательств по выполнению полномочий органов государственной власти субъектов РФ:
– по вопросам, находящимся в ведении субъектов РФ;
– по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
– по вопросам, находящимся в ведении органов местного самоуправления (вопросы местного значения).
Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета – это межбюджетные трансферты, которые предоставляются бюджетам субъектов РФ для финансирования расходных обязательств по выполнению полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления. Так определяет субвенцию для субъекта РФ статья 133 БК РФ.
Условием предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ (за исключением субвенций) является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного и налогового законодательства РФ (статья 130 БК РФ).
Статья 132 БК РФ предусматривает, что субсидии субъектам РФ могут распределяться как на основании законов о федеральном бюджете, так и на основании нормативных актов Правительства РФ, принятых в соответствии с ними. При этом в законе о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов могут не распределяться между субъектами РФ.
В соответствии с данными нормами БК РФ трансферты бюджетам субъектов РФ распределены в приложениях 37 (на 2008 г.) и 38 (на 2009–2010 гг.) к Закону о бюджете.
Те трансферты бюджетам субъектов РФ, которые не указаны в данных приложениях, распределяет Правительство РФ. Оно также может не распределять эти трансферты непосредственно между субъектами РФ, а установить порядок их предоставления.
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ (местные администрации) имеют право выбрать, как их бюджеты будут получать субсидии и субвенции, предоставляемые из федерального бюджета. Закон о бюджете (статья 14) допускает здесь два варианта.
Первый вариант – когда операции с этими трансфертами в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ учитываются на лицевых счетах, которые открыты получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства.
Если данные трансферты будут передаваться из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты, то операции с ними должны учитываться на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов также в территориальных органах Федерального казначейства (пункт 4 статьи 14 Закона о бюджете).
При втором варианте субсидии и субвенции перечисляются в порядке компенсации произведенных кассовых расходов (пункт 6 статьи 14 Закона о бюджете). К ним требование учета на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства не относится (пункт 5 статьи 14 Закона о бюджете).
Отметим, что первый из рассмотренных вариантов статья 14 Закона о бюджете пока устанавливает только для 2008 г.
Правительство РФ, утверждая порядок предоставления субсидий или субвенций бюджетам субъектов РФ, должно предусматривать возможность их получения в порядке компенсации кассовых расходов, а также право выбора между двумя вариантами получения. Этого требует пункт 6 статьи 14 Закона о бюджете.
На основании статьи 14 Закона о бюджете Правительство РФ, например, утвердило Правила предоставления в 2008–2010 годах субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла, а также выплату ежемесячного пособия на ребенка (Постановление от 1 декабря 2007 г. № 824).
Из этих Правил следует (пункт 4), что высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) выбирает один из вариантов получения субсидий, предусмотренных статьей 14 Закона о бюджете, и принимает соответствующее решение. До начала финансового года принятое решение (которое нельзя пересмотреть в течение финансового года) необходимо направить в Минфин России и территориальный орган Федерального казначейства по субъекту РФ. В противном случае субсидии предоставляются по первому варианту, предусмотренному в статье 14 Закона о бюджете. Как мы уже сказали, он предполагает учет трансфертов на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.
Интересно, что Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”» дополнил статью 14 Закона о бюджете пунктом 7.
Согласно ему субсидии и субвенции, которые бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты получили в 2007 г. из федерального бюджета и не использовали их, в 2008 г. могут использовать их на те же цели. Если же соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета установит, что потребности в этих субвенциях и субсидиях в 2008 г. нет, то остаток средств должен быть возвращен в доход федерального бюджета. Если этого не будет сделано, сумма остатка взыскивается в доход федерального бюджета в порядке, который устанавливает Минфин России.

Трансферты бюджетам государственных
внебюджетных фондов РФ в 2008 году


Как и раньше, в 2008 г. из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов – в разделе «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов для таких трансфертов предусмотрен специальный подраздел. Согласно ему в федеральном бюджете заложены суммы трансфертов для всех государственных внебюджетных фондов. При этом размер трансферта уменьшается на сумму остатка бюджетных ассигнований, выделенных в 2007 г. (пункт 1 статьи 15 Закона о бюджете):
– Пенсионному фонду РФ – на ежемесячные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отдельных категорий граждан РФ, на социальную поддержку Героев Советского Союза и некоторых других категорий;
– Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по лекарственному обеспечению;
– Фонду социального страхования РФ – на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по санаторно-курортному лечению (включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий).
Дефицит, который может образоваться при исполнении бюджета ПФР, покрывается за счет средств федерального бюджета, перечисляемых на эти цели. Такие средства, согласно пункту 2 статьи 15 Закона о бюджете, предусматриваются Минфину России по разделу «Межбюджетные трансферты». Соответственно, если дефицита бюджета у ПФР не возникает, средства на его покрытие не перечисляются.
 
Бюджетные кредиты субъектам РФ в 2008 году

Как и межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты предоставляются в порядке, утвержденном Правительством РФ (пункт 8 статьи 7 Закона о бюджете). Это общая норма, действующая в 2008–2010 гг.
В 2008 г. бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ будут предоставляться в пределах общего объема бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на эти цели по источникам финансирования дефицита федерального бюджета. Срок кредита должен ограничиваться текущим, 2008 г. (статья 16 Закона о бюджете).
Кредиты будут предоставляться (пункт 2 статьи 16 Закона о бюджете):
– на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ. При этом установлена плата за пользование кредитом в размере 1/4 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день заключения соглашения о предоставлении бюджетного кредита;
– на мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий. В данном случае ставка за пользование кредитом составляет 0%.

Обслуживание отдельных счетов участников
бюджетного процесса в 2008 году

В соответствии со статьей 27 Закона о бюджете учреждения Банка России и кредитные организации бесплатно обслуживают счета, открытые:
– Федеральному казначейству и его территориальным органам;
– финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Также не взимается плата за операции по обеспечению бюджетополучателей наличными деньгами, которые проводят учреждения Банка России и кредитные организации.
Банк России ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах в валюте РФ:
– по учету операций со средствами федерального бюджета, средствами от приносящей доход деятельности и средствами во временном распоряжении федеральных бюджетных учреждений, которые открыты этим бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях;
– по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), открытых финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований), бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) обязаны закрыть в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Если выяснится, что какие-то из этих счетов не закрыты, Федеральное казначейство и его территориальные органы могут направить в учреждения Банка России и кредитные организации представления о приостановлении операций на данных счетах. Такое полномочие за ними закрепляет пункт 4 статьи 27 Закона о бюджете. В каком порядке направляются эти представления, устанавливает Минфин России.

Особенности исполнения
федерального бюджета в 2008 году

Направление остатков бюджетных ассигнований прошлого года

Статья 29 Закона о бюджете определяет, куда направляются остатки средств федерального бюджета, которые образовались на счетах Федерального казначейства на 1 января 2008 г. из-за неполного расходования бюджетных ассигнований в прошлом году. В частности, они будут направляться:
а) на реализацию подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. Кроме того, в рамках этой программы указанные остатки средств в 2008 г. направляются на субсидии для федеральных государственных гражданских служащих по приобретению жилья;
б) Минобороны России в качестве дополнительных бюджетных ассигнований:
– на осуществление накопительных «жилищных» взносов (в связи с реализацией Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» раздела «Национальная оборона» функциональной классификации расходов бюджетов РФ);
– на создание вооружения и военной техники нового поколения;
в) Генеральной прокуратуре РФ в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на содержание и обеспечение деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Также оставшиеся с 2007 г. средства федерального бюджета направляются:
а) Минфину России в качестве дополнительных бюджетных ассигнований:
– на уплату налога на имущество организаций и земельного налога главными распорядителями средств федерального бюджета и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики;
– на дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
– на финансирование пенсионного обеспечения в ряде федеральных органов исполнительной власти. В данном случае эти деньги будут поступать в органы, которые выплачивают пенсии лицам (членам их семей), проходившим военную службу (службу) в органах внутренних дел РФ, учреждениях и органах ФСИН России, органах наркоконтроля, таможенных органах и органах прокуратуры;
б) Росздраву в качестве бюджетных ассигнований:
– на завершение строительства медицинских центров, перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 29 Закона о бюджете;
– на финансирование централизованной закупки лекарств;
в) Рособразованию в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ:
– на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Перечень типов этих учреждений определен Правительством РФ;
– на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Использование остатков средств, полученных
от сдачи в аренду федерального имущества


Порядок использования таких сумм, которые на 1 января 2008 г. находятся на счетах Федерального казначейства, устанавливает пункт 5 статьи 29 Закона о бюджете. Он касается остатков средств от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям.
В 2008 г. названные учреждения могут использовать остатки этих средств в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ. То есть направлять их на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

Изменение сводной бюджетной росписи

Как известно, показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в течение финансового года нередко корректируются. Основания таких корректировок могут быть разными. Но в любом случае утвержденные показатели сводной росписи должны соответствовать Закону о бюджете. Это подчеркивается в пункте 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ.
По каким причинам, согласно этой норме БК РФ, сводная роспись федерального бюджета может измениться в 2008 г., сказано в статье 29 Закона о бюджете. Речь в ней идет об изменениях, связанных:
– с резервированием средств в составе утвержденных бюджетных ассигнований;
– особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.
Например, изменения в сводную роспись, связанные с резервированием средств, могут быть внесены, когда необходимо распределить средства (пункт 2 статьи 29 Закона о бюджете):
– на уплату налога на имущество организаций и земельного налога главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики. Распределяются средства, предусмотренные по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов;
– на финансирование дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и сотрудникам, которые участвуют в контртеррористических операциях и обеспечивают правопорядок и общественную безопасность на Северном Кавказе, в связи с уточнением их состава и численности. Распределяются средства, предусмотренные по подразделу «Органы внутренних дел» раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» классификации расходов бюджетов;
– для реализации решений Президента РФ и Правительства РФ по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной безопасности. Распределяются средства, предусмотренные по подразделу «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» классификации расходов бюджетов;
– на финансирование мероприятий по реформированию системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Распределяются средства, предусмотренные по подразделу «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов.
В пункте 3 статьи 29 Закона о бюджете приводятся те основания для внесения изменений в сводную роспись, которые связаны с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями.
Так, изменения могут быть внесены по следующим причинам:
– проведение взаиморасчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по содержанию и обслуживанию войск (воинских формирований, военных судов, учреждений и органов ФСИН России), подготовке военных кадров и другим видам обеспечения;
– перераспределение бюджетных ассигнований при реформировании органов военной прокуратуры;
– передача из муниципальной в федеральную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство, реконструкция и (или) капремонт которых должны проводиться за счет субсидий, предоставляемых закрытым административно-территориальным образованиям на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
– утверждение Правительством РФ уставов государственных академий наук, перечней подведомственных им организаций, а также принятие программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные положения первого закона о федеральном бюджете, принятого сразу на три года.
Содержание действующего Закона о бюджете теперь полностью отвечает и его названию, и его предназначению. На строго определенный период – текущий финансовый год и два последующих Закон о бюджете конкретизирует и развивает положения Бюджетного кодекса РФ. Но никаких самостоятельных по своей сути, то есть отсутствующих в БК РФ, норм не устанавливает. Именно поэтому в нем всего 31 текстовая статья, тогда как, например, в законе о бюджете на 2007 г. их было 139.
В частности, Закон о бюджете не регламентирует теперь порядок доведения лимитов бюджетных обязательств, порядок заключения и оплаты договоров бюджетными учреждениями и другие вопросы, урегулированные в БК РФ.
Конечно, мы не хотим утверждать, что все вопросы, на которые раньше отвечали ежегодные законы о федеральном бюджете, сегодня регулируются Бюджетным кодексом РФ или другим постоянно действующим федеральным законом. Вероятнее всего, это не так. Наверное, те вопросы, по которым еще нет ясности, рано или поздно будут решены на уровне закона или подзаконного нормативного акта.
Например, БК РФ не регулирует вопрос авансовых платежей, столь актуальный для получателей бюджетных средств. На федеральном уровне этот вопрос в 2007 г. регулировался законом о бюджете, а в 2008 г. – Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2009 и 2010 годов”». Пунктом 6 данного Постановления установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг могут предусматривать авансовые платежи:
– в размере 100% суммы договора (контракта) – по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
– в размере до 30% суммы договора (контракта) – по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
По-прежнему аванс в размере 100% суммы договора получатели средств федерального бюджета могут предусмотреть в договоре (контракте), который будет оплачиваться за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Между тем имеются сведения, что в данную норму могут быть внесены изменения. Так что получатели средств федерального бюджета должны внимательно следить за изменениями нормативных правовых актов.
Между тем принятие Закона о бюджете на три года должно оказать получателям средств федерального бюджета большую помощь: теперь они будут вправе заключать долгосрочные договоры – в пределах трехлетних лимитов бюджетных обязательств. А чтобы бюджетополучатели могли работать более эффективно, объемы финансирования предполагается доводить в объеме, равном годовым ЛБО, в начале финансового года. Напомним, что несколько лет назад объемы финансирования доводились по полной бюджетной классификации до каждого бюджетного учреждения ежемесячно. Затем они стали доводиться ежеквартально.
Нельзя не отметить, что Закон о бюджете (впрочем, как и Бюджетный кодекс РФ) грешит неточностью формулировок. Например, в одних нормах говорится о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в других – о приносящей доход деятельности. На самом деле речь идет об одном и том же виде деятельности и об одном и том же виде счета, который открывается получателю средств федерального бюджета в органе Федерального казначейства. Полагаем, в дальнейшем законодатель эти неточности устранит.
В заключение отметим, что, исходя из норм БК РФ, наступивший год можно рассматривать как период подготовки к более глубоким изменениям в бюджетном процессе, которые произойдут в 2009 г.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: