click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
Посмотреть журналы

Эксплуатируем здание: обеспечение искусственного освещения в условиях энергосбережения

 
Н.А. Запруднов,
эксперт по бухгалтерскому учету
 
Обнародованы итоги заседания [A1]  наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее – НС АСИ) под председательством В.В. Путина. Протокол заседания свидетельствует о том, что экономические санкции не снизили значение светотехники на основе светодиодных технологий, а значит, перед бухгалтерами еще не раз встанут вопросы особенностей ее учета.



 

Нормирование освещения

В условиях снижения финансирования, которое фактически не зависит от того, смогло учреждение внедрить энергоэффективные технологии или нет, знать основные требования [A2] к искусственному освещению необходимо даже бухгалтеру. Без соблюдения указанных требований нельзя говорить об обеспечении нормальных условий труда.
Так, рабочее освещение следует предусматривать[A3]  для:
– всех помещений зданий;
– участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

Осветительные установки, независимо от используемых источников света и световых приборов, должны обеспечивать нормативные требования[A4]  к общему искусственному освещению. При этом в помещениях общественных зданий система общего освещения может быть дополнена[A5]  комбинированной, если работа в помещениях связана с выполнением напряженной зрительной работы.

Общее освещение должно быть равномерным, однако в отдельных случаях допустимо[A6]  общее локализованное освещение, например в помещениях:
– со стационарным крупным оборудованием (архиво- и книгохранилища);
– выставок с постоянно фиксированными плоскостями экспозиции;
– с групповым расположением рабочих мест, сосредоточенных на отдельных участках (пошивочные и ремонтные мастерские, гладильные, лаборатории);
– в помещениях, на разных участках которых выполняют работы различной точности, требующие разных уровней освещенности.
Нормированные значения освещенности установлены[A7]  в люксах (лк).

Совмещенное освещение[1] помещений общественных зданий допустимо[A8] , за исключением:
– жилых комнат общежитий;
– номеров гостиниц;
– спальных помещений санаториев и домов отдыха;
– групповых и игральных комнат детских дошкольных учреждений;
– палат лечебно-профилактических учреждений;
– палат и спальных комнат объектов социального обеспечения.

При проектировании искусственного освещения предусматривают[A9]  раздельное включение:
– общего искусственного освещения;
– дополнительного искусственного освещения, используемого в течение дня.
Для различных типов учреждений могут также быть установлены дополнительные требования к освещенности некоторых поверхностей. Например, территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружное электрическое освещение.

Жесткие рамки энергопотребления

Пороговые значения снижения финансирования на оплату энергоресурсов установлены на каждую пятилетку, начиная с 2010 г.[2] Такая мера стала необходимой после того, как в 2009 г. 5% консолидированного бюджета РФ было израсходовано на финансирование энергоснабжения и других коммунальных ресурсов для объектов бюджетной сферы.

Ограничение объемов финансирования будет продолжено в результате существенного изменения порядка:[A10] 
– формирования государственного задания;
– расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В целом изменения начнут действовать, начиная с 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 г[A11] г. Однако их отдельные положения будут вступать в силу постепенно – на протяжении 2017–2019 гг. Благодаря такому вводу в действие новых правил кардинальные изменения произойдут, начиная с государственного задания на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. В частности, будет невозможно за счет средств субсидии на госзадание финансировать затраты на содержание не используемого для выполнения такого задания имущества. [A12]

Энергосервис осветительных установок

Снижение энергопотребления напрямую зависит от рациональной эксплуатации осветительных установок учреждения, которые со временем перестают выполнять свои функции из-за:
– выхода из строя ламп или снижения их светового потока;
– загрязнения светильников, стен и потолков помещения.

Соответственно, правильная организация эксплуатации осветительных установок основана на применении энергоэффективных изделий и использовании рациональных режимов их технического обслуживания. Такой комплекс мер требует вложения весьма значительных средств в модернизацию, и трудно ожидать, что в современных экономических условиях бюджет сможет выделить необходимые средства для решения этой задачи.

В настоящее время все чаще привлекают необходимые инвестиции за счет создания государственно-частных партнерств в сфере обслуживания бюджетных зданий энергосервисными компаниями (далее – ЭСКО), с возвратом привлеченных средств за счет экономии на оплате коммунальных ресурсов.

Ситуация из практики. Лицей № 1 г. Нефтекамска (Башкирия) занимает здание 1986 г. постройки. Энергосервисный контракт (далее – ЭСК), рассчитанный на трехлетний период, был заключен в феврале 2014 г. при поддержке городской администрации. В качестве ЭСКО был выбран Республиканский центр энергосбережения.

По условиям контракта, если экономия электроэнергии в лицее:
– превысит 25%, то ЭСКО получит 80% стоимости сэкономленных ресурсов;
– достигнет 25% и менее, то ЭСКО получает 40% экономии.
Указанные проценты обеспечили финансовую заинтересованность ЭСКО в высокой энергоэффективности реализованных мероприятий, а заказчику были гарантированы улучшения вне зависимости от финансового результата ЭСКО.

Прежде всего в рамках реализации ЭСК была произведена модернизация системы внутреннего освещения – замена на компактные люминесцентные лампы:
основной части ламп накаливания;
– 16 дуговых ртутных ламп.

При этом в течение всего срока действия ЭСК и последующих 6 месяцев гарантийного срока ЭСКО приняла на себя обязательства по замене неисправных ламп. За счет замены ламп уже с апреля по ноябрь 2014 г. было достигнуто 32% экономии. Таким образом, 80% от сэкономленных средств было перечислено ЭСКО в счет возврата инвестиций. В отделе экономики администрации г. Нефтекамска было подсчитано, что если заключить ЭСК еще по пяти образовательным учреждениям, то экономия может составить до 3 000 000 руб., при этом плата за энергосервис – до 2 400 000 руб.[3]

Продвижение светодиодной продукции

Реализацию большинства ЭСК начинают именно так, как в Башкирии, – с замены ламп. То есть значительной экономии в этом случае достигают за счет довольно простой меры, которая, в отличие от более сложных технических решений и схем, не требует колоссальных инвестиций.

Так, за счет сниженного энергопотребления люминесцентные лампы стали лучшей заменой ламп накаливания. Особенно после того, как энергосберегающие компактные люминесцентные лампы стали выпускать с типовой системой быстрого соединения (цоколь Эдисона) – Е27. Это позволило без замены осветительных приборов быстро заменить лампы накаливания.

Светодиодные лампы, в свою очередь, хотя и проигрывают люминесцентным в цене, однако они, как и компактные энергоэффективные люминесцентные лампы, не требуют замены осветительных приборов благодаря типовым видам цоколей. Причем это цоколь не только Е27, но и E14, G13, GU10 и некоторые другие.

Нельзя отрицать, что светодиодные лампы превосходят люминесцентные по энергоэффективности, а также по другим параметрам, в частности:
– степени мерцания (источником питания светодиодных ламп служит постоянный ток, поэтому у них мерцание отсутствует, в отличие от люминесцентных);
– качество цветовой составляющей спектра люминесцентных ламп намного ниже светодиодных, поэтому их свет нельзя назвать натуральным. Кроме того, из-за резких пиков в основных цветах спектра люминесцентных ламп бывает искаженное восприятие некоторых цветов и оттенков.

Однако пока нет разрешающих документов [A13] по применению светодиодных ламп в:
– учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования;
– основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время в указанных учреждениях можно применять только люминесцентные лампы. Поэтому даже с учетом рекомендаций НС АСИ нельзя отнести светодиодные лампы к безусловным конкурентам люминесцентных. Тем не менее НС АСИ, обсуждая курс на импортозамещение, уделил внимание именно светодиодным лампам. И до 1 октября 2015 г.[A14]  было поручено проработать вопрос стимулирования спроса на отечественную продукцию светодиодной отрасли.

Расходы на утилизацию ртутьсодержащих ламп

В конструкции светодиода отсутствуют какие-либо вредные или опасные для жизни вещества. Люминесцентные лампы содержат пары ртути, которые могут быть опасными для жизни и здоровья человека. Соответственно, светодиоды выигрывают и по экологичности, которая влияет на экономию денежных средств в связи с отсутствием специальных правил утилизации.

Потребители ртутьсодержащих ламп обязаны[A15]  накапливать отработанные ртутьсодержащие лампы для передачи их специализированным организациям. Причем производить накопление отработанных ламп необходимо:
отдельно [A16] от других отходов;
с использованием тары.[A17] 

Кроме того, учреждению необходимо иметь в наличии демеркуризационные комплекты[A18]  для удаления ртути и ее соединений физико-химическими (механическими) способами с целью исключения отравления людей и животных в случае нарушения целостности ламп. В противном случае при бое ртутьсодержащей лампы должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений. Такой вызов будет означать дополнительные, причем непредвиденные, расходы.

Утилизацию люминесцентных ламп производят в соответствии с Правилами № 681, которые обязательны для всех юридических лиц независимо от организационно-правовых форм. Так, обезвреживать и перерабатывать отработанные ртутьсодержащие лампы должны только специализированные организации и индивидуальные предприниматели с лицензиями на осуществление деятельности по сбору (использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению) отходов I–IV класса опасности.

Собирать отработанные в ходе деятельности учреждения лампы и передавать их специализированным организациям необходимо на основе разработанной внутренней инструкции по организации такого сбора и накопления. В инструкции обязательно должно быть отмечено, что:
– отработанные ртутьсодержащие лампы накапливают отдельно от других видов отходов;
– если отработанные ртутьсодержащие лампы имеют повреждения, их нужно накапливать в отдельной специальной таре.

Кроме того, учреждению необходимо назначить ответственных лиц за обращение с такими отходами.
При утилизации ламп в рамках договорных отношений со специализированными организациями (индивидуальными предпринимателями) составлять отдельные бухгалтерские записи по движению отработанных ртутьсодержащих ламп не нужно, так как они были списаны на расходы в момент передачи в эксплуатацию. Однако целесообразно организовать забалансовый учет движения отработанных ртутьсодержащих ламп. Для этой цели можно:
– ввести дополнительный забалансовый счет[A19] , предназначенный для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета;
– предусмотреть в учетной политике порядок ведения забалансового учета отработанных ртутьсодержащих ламп.
Например, можно вести учет на забалансовом счете 27 «Накопленные отработанные ртутьсодержащие лампы» (далее – счет 27) с отражением ламп в условной оценке 1 руб. за одну лампу. Соответственно, счет 27 необходимо:
– увеличивать каждый раз, когда ответственное лицо принимает очередную отработанную лампу на хранение (накопление);
– уменьшать в момент передачи накопленных отработанных ламп организации, которая осуществляет их обезвреживание.

Для того чтобы не дебетовать счет 27 каждый раз, когда ответственное лицо принимает очередную отработанную лампу на хранение (накопление), в учетной политике можно предусмотреть возможность использования накопительных данных количественного учета по формам,[A20]  установленным для учета при обращении с отходами. Использование такого порядка предусмотрено, в частности, законодательством об отходах производства и потребления.[A21]  Таким образом, бухгалтер ежемесячно в соответствии с отчетом ответственного лица, умножив представленное количество на 1 руб., сможет отражать за балансом ртутьсодержащие лампы, накопленные за месяц, одной цифрой.

Пример. 2015 г
За август в бухгалтерию был представлен отчет от ответственного за сбор лица о передаче ему еще 5 ламп и о вывозе специализированной организацией 80 ламп (с приложением первичной документации специализированной организации).
Бухгалтеру необходимо сделать запись о принятии к забалансовому учету отработанных ртутьсодержащих ламп и увеличению на сумму 5 руб. (5 шт. х 1 руб.) счета 27, а потом уже уменьшить счет 27 на 80 руб. (соответственно за 80 отработанных ртутьсодержащих ламп).

 
Расходы по контрактам (договорам), заключенным в рамках исполнения Правил № 681, относят на подстатью КОСГУ 226 [A22] «Прочие работы и услуги», так как в ее содержании прямо поименованы услуги и работы по:
– утилизации и захоронению отходов;
– демеркуризации (удалению ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных).
Таким образом, расчеты по оплате услуг, связанных с обезвреживанием отработанных ртутьсодержащих ламп, нужно отражать с использованием счета 30226 «Расчеты по прочим работам, услугам». Утилизацию отработанных ламп производят в рамках приносящей доход деятельности.
 
Продолжение примера.2015 г
– предоставление в пользование контейнера для хранения отработанных ламп;
– два вывоза (до 50 ламп за 1 вывоз вне зависимости от их типа);
– погрузка и разгрузка;
– утилизация ртутьсодержащих ламп.
Такой выбор был наилучшим, несмотря на то, что количество ламп было менее 100 штук.
В августе специализированная организация в два этапа вывезла все 80 ламп, что позволило учреждению сразу списать стоимость годового обслуживания.

2015 г

п/п
Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Отражена сумма расходов (выплат) учреждения по прочим работам и услугам, утвержденная планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на текущий финансовый год 2 504 10 226 2 506 10 226 1 500 000=
 
2015 г

п/п
Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Принято учреждением обязательство по прочим работам, услугам 2 506 10 226 2 502 11 226 2 300=
 
Так как договор со специализированной организацией был заключен на годовое обслуживание, то еще одной записью в июле стала:

п/п
Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Принято учреждением денежное обязательство по оплате услуг (работ) по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп 2 502 11 226 2 502 12 310 2 300=
 
Оплату услуг специализированной организации учреждение произвело в августе, после завершения двух вывозов. В соответствии с учетной политикой расходы на утилизацию учреждение включает в состав общехозяйственных расходов (счет 10980):

п/п
Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Отражена стоимость услуг (работ) по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп 2 109 80 226 2 302 26 730 2 300=
2 Оплачены услуги (работы) по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп 2 302 26 830 2 201 11 610 2 300=
3 Одновременно 18   2 300=

 
Следует помнить, что при несоблюдении всех необходимых мер по накоплению и утилизации ртутьсодержащих отходов на учреждение могут быть наложены штрафы природоохранными комитетами и надзорными органами, не говоря уже о том, что может пострадать здоровье всего штата сотрудников.

Ограничения применения отдельных видов ламп

В октябре 2014 г. вступил в силу[A23]  окончательный запрет на закупку любых электрических ламп накаливания, которые могут быть использованы в целях освещения. Напомним, что с 1 января 2011 г. недопустимы к обороту на территории РФ такие лампы мощностью 100 Вт и более, с 2013 г. – мощностью более 75 Вт, а с 2014 г. – более 25 Вт.

При этом так и не приняты подзаконные акты, запрещающие эксплуатацию ламп накаливания указанных категорий мощности. Ситуация с лампами накаливания осложнена тем, что решены далеко не все вопросы по их замене люминесцентными и светодиодными лампами. Как отмечено выше, по состоянию нормативной базы на сегодняшний день светодиодные лампы не могут заменить лампы накаливания во всех учреждениях. Однако и при замене на люминесцентные могут возникнуть проблемы из-за ратификации[A24]  Россией Минаматской конвенции по ртути (далее – конвенция) – межгосударственного договора, направленного на защиту здоровья людей и окружающей среды от:
– антропогенных выбросов и высвобождений ртути;
– соединений ртути, которые могут приводить к отравлениям ртутью.

Ратифицировавшие конвенцию государства должны регулировать использование ртути и сокращать производство некоторых ртутьсодержащих приборов, в частности в медицинских и люминесцентных лампах.
С 2020 г. конвенция запрещает производство, экспорт и импорт нескольких видов люминесцентных ламп (в частности малогабаритных), которые имеют одну из следующих характеристик:
– общее освещение мощностью 30 ватт или менее;
– содержание ртути свыше 5 мг в колбе лампы.

Также в список исключений попали имеющие определенные характеристики люминесцентные лампы:
– трубчатые общего освещения;
– общего освещения ртутные высокого давления паросветные.

Ртуть содержат в тех или иных количествах все без исключения разрядные лампы. Поэтому, чтобы правильно определить, какие лампы попадают под введенные запреты, необходимо изучать техническую документацию по содержанию ртути в различных видах ламп.
Так как осветительные приборы служат долгие годы, а порой и десятилетия, учреждениям уже в 2015 г. нецелесообразно приобретать новые светильники, использующие лампы, эксплуатация которых будет запрещена после 2020 г.

Иные ресурсы энергосбережения

Замена ламп – лишь самый простой и первичный способ энергосбережения. К более емким резервам относят:
– реконструкцию физически и морально устаревших светильников;
– совершенствование управления освещением, направленное на его своевременное включение и выключение, а также отключение при достаточном естественном освещении.

Однако из-за высокой стоимости таких мероприятий НС АСИ рекомендует соблюдать уже привычный порядок. В частности, менять осветительные приборы по-прежнему следует при:
– новом строительстве;
– проведении капитального ремонта и реконструкции зданий.
При этом до 1 октября 2015 г.[A25]  Минстрою России совместно с заинтересованными организациями рекомендовано:
– разработать меры, направленные на широкое внедрение энергоэффективных светодиодных технологий;
– утвердить типовые проектные решения для осветительных установок, в частности массового общественного строительства.

В любом случае рекомендации Минстроя России учреждение может использовать при проведении один раз в пять лет обязательного общего энергоаудита, заключение которого содержит, в частности:
– составление предложений и рекомендаций по повышению энергоэффективности осветительных установок;
– оценку технико-экономических показателей рекомендуемой установки.
Внедрение рекомендаций по результатам энергоаудита следует считать успешным, если срок окупаемости составленных предложений не превышает 2,5–3 лет.

При этом если учреждение заключает не ЭСК, а обычный контракт (договор) на замену (ремонт) части осветительной сети здания, включая замену вышедших из строя светильников, замену перегоревших лампочек и прочее, то такие затраты относят на подстатью 225 КОСГУ. В бухгалтерском учете данные затраты отражают следующими записями:
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Оказание услуг по ремонту осветительной сети, замене лампочек согласно акту 0 401 20 225 0 302 25 730

Если в договоре выделены осветительные приборы и лампочки отдельной строкой, то их необходимо оприходовать по статье 340 КОСГУ, а затем списать в порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

Проблемы оприходования

Внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой входит в состав здания как одна из коммуникаций, необходимая для его эксплуатации. Таким образом, к материальным запасам учреждения относят необходимые для ремонта осветительной сети здания:
– осветительные приборы (все потолочные и настенные светильники, светильники наружного освещения зданий, прикрепленные к внешним стенам);
– приборы, служащие менее 12 месяцев;
– сменные лампы.

В бухгалтерском учете поступление таких материальных активов отражают следующими записями:
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Учтен поступивший осветительный прибор согласно договору с поставщиком 0 105 36 340 0 302 34 730
 
Установку осветительных приборов, замену лампочек отражают в учете записями:
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Списаны установленные светильники и лампы 0 401 20 272,
0 109 60 000
0 105 36 440
 
Проблемы возникают, как правило, с осветительными приборами, которые могут представлять собой отдельные основные средства, так как вне зависимости от их стоимости имеют следующие признаки:[A26] 
– срок полезного использования более 12 месяцев;
– предназначены для неоднократного или постоянного использования.

В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Однако именно к осветительным приборам относят:
– приборы наружного освещения (фонари, прожекторы);
– приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.);
– специализированные осветительные приборы (например, лампы-фотовспышки, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование);
– декоративные осветительные приборы (например, гирлянды).

Выполняют самостоятельные функции и могут быть отнесены к основным средствам переносные светильники (торшеры, настольные лампы, облучатели, лампы-фотовспышки, гирлянды) при условии, что срок их полезного использования составляет более 12 месяцев. В бухгалтерском учете поступление осветительного прибора, отнесенного к основным средствам, отражают записями:
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Учтено поступившее основное средство согласно договору с поставщиком 0 106 Х1 310 0 302 31 730
2 Перечислены денежные средства поставщику осветительных приборов 0 302 31 830 0 201 11 610
3 Одновременно 18  
4 Учтена стоимость доставки в первоначальной стоимости основного средства 0 106 21 000,
0 106 31 000
0 302 22 000
5 Введено в эксплуатацию основное средство 0 101 Х6 310,
0 101 Х8 310
0 106 Х1 310
 
Если стоимость приобретенного основного средства составила 3 000 руб. и менее, то его списывают с балансового учета в момент ввода в эксплуатацию и учитывают за балансом.
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Передано в эксплуатацию основное средство стоимостью 3 000 руб. и менее 0 109 60 000,
0 401 20 271
0 101 Х6 410,
0 101 Х8 410
2 Одновременно 21  

Если стоимость приобретенного оборудования от 3 000 до 40 000 руб. включительно, то начисление амортизации по нему производят единовременно в размере 100% при выдаче в эксплуатацию.
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Передано в эксплуатацию основное средство стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. 0 401 20 271,
0 109 60 000
0 104 Х6 410,
0 104 Х8 410
 
Если стоимость оборудования составила 40 000 руб. и более, то его амортизацию начисляют равными долями в течение срока полезного использования.

Как найти код ОКОФ

Основная проблема здесь в том, что бухгалтеры часто не могут найти соответствующий код классификации для определения срока полезного использования[A27] . А ведь некоторые осветительные приборы очень дороги. Так, даже в современных условиях некоторые учреждения закупают хрустальные люстры, которые относят не только к основным средствам, но и к особо ценному имуществу.

Продолжение примера. Для использования спортивной площадки в темное время суток учреждением было смонтировано наружное освещение, состоящее из:
– линий электропередачи;
– светодиодных светильников;
– фонарных столбов.

Данное освещение было учтено как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы – освещения.


Под комплексом понимают, в частности, несколько предметов одного или разного назначения, которые:
– имеют общие приспособления, принадлежности и управление;
– смонтированы на одном фундаменте.
Таким образом, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, а сам комплекс образует объект основных средств[A28] .

Продолжение примера. Для учета наружного освещения как самостоятельного инвентарного объекта по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, был установлен[A29]  общий для всех объектов срок полезного использования. Наружное освещение спортплощадки бухгалтер квалифицировала как линию электропередачи со всеми сопутствующими инженерными сооружениями, то есть как законченное функциональное устройство для передачи энергии, и определила код по ОКОФ[A30]  12 4521125 «Линия электропередачи воздушная на металлических и железобетонных опорах».
 

Определение срока полезного использования 

Порядок определения срока полезного использования[A31]  объекта основных средств можно представить в виде последовательных действий.
Шаг 1. Поиск данных об объекте в «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»[A32] .
Шаг 2. Если в классификации данные отсутствуют, то использовать документы производителя или поставщика, входящие в комплект поставки.
Шаг 3. Если предыдущими способами определить срок полезного использования невозможно, то его устанавливает комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов, руководствуясь:
– ожидаемым сроком использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
– ожидаемым физическим износом, зависящим от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
– нормативно-правовыми и другими ограничениями использования этого объекта;
– гарантийным сроком использования объекта.

Обратите внимание, что в сопроводительных документах производитель может указать гарантийный срок службы осветительного прибора, а также нормативный срок службы. Если нормативный срок превышает 12 месяцев, то на основании этого постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов может принять решение отнести данный осветительный прибор к основным средствам.

Движимое и недвижимое имущество

Данный вопрос важен в основном в отношении таких объектов, как, например, наружное освещение. Не в последнюю очередь потому, что движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 г., не признают [A33] объектом обложения налогом на имущество.

Правильно отнести имущество к движимому или недвижимому не всегда просто, так как законодательством не установлен конкретный перечень объектов недвижимого имущества, а указан лишь общий критерий отнесения имущества к недвижимости. Поэтому при отнесении осветительных систем к движимому или недвижимому имуществу в каждом конкретном случае учреждение должно самостоятельно принять решение, учитывая все критерии, в частности:
– назначение имущества, его технические характеристики;
– обстоятельства, связанные с созданием имущества, например получением разрешения на строительство такого объекта.
Если такой объект представляет собой целостное сооружение, которое неразрывно связано с землей, как в случае с наружным освещением, то его перемещение, скорее всего, повлечет:
– утрату целостности объекта;
– невозможность использования по назначению.

В данном случае объект может быть признан недвижимым имуществом, право собственности на которое подлежит государственной регистрации.
Впрочем, суды[A34]  указывают, что связь объекта с землей служит не единственным признаком, по которому он может быть отнесен к недвижимости, и этот вопрос необходимо решать с учетом всех документов, имеющих отношение к спорному имуществу. В некоторых случаях квалифицировать спорный объект помогают:
– акты муниципальных образований по капитальному строительству;
– местные законы.
Как правило, осветительное оборудование без устройства фундаментов и прокладки подземных коммуникаций к недвижимости не относят[A35] .

Хозяйственный способ

Некоторые учреждения монтируют осветительные установки, в том числе и новейшего поколения – светодиодные, хозяйственным способом. Преимущества хозяйственного способа и порядок бухгалтерского учета при таком способе, в том числе отличие ремонта от реконструкции, мы рассматривали ранее[4].

У учреждений чаще всего возникают проблемы в отношении охранного освещения. Например, в рамках применения энергосберегающей системы по периметру ограждения выставляют светодиодные фонари. Чтобы фонарь светил, необходимо сделать около 40 операций – от сборки корпуса до пайки светодиодной платы. Однако ничего сложного в этих операциях, как правило, нет – главное, герметичность, поэтому вполне можно применить хозяйственный способ.

При этом следует иметь в виду, что классификацию выполненных хозяйственным способом работ учреждения нередко вынуждены отстаивать в суде.

Продолжение примера. Учреждение заменило собственными силами часть ограждения с освещением в ночное время.
 При вынесении предписания проверяющие сделали вывод о строительстве нового объекта – ограждения, снабженного системой освещения. Однако учреждение не согласилось с такой классификацией работ, выполненных хозяйственным способом, поскольку при проверке не устанавливали процентные соотношения замененных ограждений (включая секции освещения) по отношению к общей длине конструкции.
сведению процентные соотношения[A36] .











 
 

[1] Совмещенное освещение – освещение, при котором одновременно применяют естественное и искусственное освещение в течение полного рабочего дня.
 
[2] О летних особенностях энергосервиса см. статью Н.А. Запруднова в БиНО: БУ № 8/2015.
[3] Бухгалтерский учет услуг по ЭСК рассмотрен в БиНО: БУ № 8/2015 в статье «Летние особенности энергосервиса».
[4] См. БиНО: БУ № 10/2015, статья «Эксплуатируем здание: уход за окнами и дверьми».

 [A1] выписка из протокола заседания НС АСИ от 25 мая 2015 г. № 1 (далее – Протокол № 1) и приложения к нему
http://nprpss.ru/novosti-np-pss/reshenie-v-v-putina-po-svetodiodnoj-svetotehnike-.html
http://nprpss.ru/public/images/NPRPSS/20150728/ASI_protokol_25052015.pdf
 [A2] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 г. № 34 (далее – СанПиН)
 [A3] п. 3.1.3 СанПиН
 [A4] табл. 1, 2  СанПиН
 [A5] п. 3.3.2 СанПиН
 [A6] п. 3.3.3 СанПиН
 [A7] табл. 2 СанПиН
 [A8] п. 4.1 СанПиН
 [A9] п. 4.6 СанПиН
 [A10] Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – ПП № 640)
 [A11] п. 4 ПП № 640
 [A12] п. 6 ПП № 640
 [A13] п. 3.1.5 СанПиН
 [A14] п. 2 приложения 3 к Протоколу № 1
 [A15] п. 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 (далее – Правила № 681)
 [A16] п. 5 Правил № 681
 [A17] п. 7 Правил № 681
 [A18] п. 20 Правил № 681
 [A19] п. 332 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н)
 [A20] приложения 2–4 к приказу Минприроды России от  1 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»
 [A21] п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
 [A22] указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н)
 [A23] п. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
 [A24] распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2014 г. № 1242-р «О подписании Минаматской конвенции по ртути»
 [A25] п. 3 приложения 3 к Протоколу № 1
 [A26] п. 38 Инструкции № 157н
 [A27] п. 44 Инструкции № 157н
 [A28] п. 41 Инструкции № 157н
 [A29] письмо Минфина России от 14 декабря 2012 г. № 02-06-10/5196
 [A30] ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов, утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 (будет отменен с 1 января 2016 г.).
С 1 января 2016 г. будет введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)
 [A31]п. 44 Инструкции № 157н
 [A32] Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1  «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»
 [A33] пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ
 [A34] постановление ФАС Волго-Вятского округа от 
28 декабря 2006 г. по делу № А43-19271/2005-12-644
 [A35] см., например, пп. 5.1 п. 5 ст. 1 Порядка размещения и установки на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утв. постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. № 636-ПП
 [A36] постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 октября 2011 г. № А56-74811/2010