click fraud detection

Посмотреть журналы
Единый план счетов бухгалтерского учета:
первое знакомство

(из архива статей БиНО за январь 2011 года) 

 
Е.А. Князева,
советник государственной
гражданской службы III класса, к.э.н.

 
Наступивший год приносит с собой глобальные нововведения в бюджетную сферу. Напомним, что с 1 января 2011 г. началась реорганизация ранее существующих учреждений. Связано это с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». После реорганизации учреждение по своей форме может стать казенным, бюджетным и автономным.
Изменение организационно-правовой формы учреждения предполагает изменение его обязанностей, порядка и форм финансового обеспечения его деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработки и новых правил учета активов и обязательств учреждений.
Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее – Единый план счетов, Инструкция). Их проекты размещены на сайте Минфина России, но еще не зарегистрированы, поэтому мы можем рассматривать эти документы только как проект, который еще может претерпеть (и мы уверены, что претерпит) изменения. Но все же основные выводы о нововведениях сделать уже можно. О них и пойдет речь в данной статье.

Обратите внимание, что следующие документы утрачивают силу:
– приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее – Инструкция № 148н);
– приказ Минфина России от 3 июля 2009 г. № 69н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148н»;
– приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 152н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148н».
 
Общие положения

Инструкция устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета, обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее – бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.
При этом под новым, введенным Инструкцией понятием субъекта учета понимают:
– органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ, иные юридические лица, осуществляющие, согласно законодательству РФ, бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее – учреждения);
– финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов (далее – финансовые органы);
– органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее – органы, осуществляющие кассовое обслуживание).
Бухгалтерский учет учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, ведут в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкцией и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет.
 
Особенности (принципы) ведения бухгалтерского учета

Перечень особенностей (принципов) ведения бухучета вместе с их расшифровкой приведен в Инструкции. Многие из них уже известны бухгалтерам, так как на этих принципах (хотя они и не были закреплены законодательно) бухучет основывался по настоящее время, – это применение методов двойной записи и начисления, принципы непрерывности деятельности, полноты отражения информации, открытости. Остальные принципы учреждениями ранее не использовались и будут для них в новинку.
Так, при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
– бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов учреждения;
– бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
– бухгалтерский учет ведется непрерывно, исходя из предположения, что учреждение будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем (принцип непрерывности деятельности);
– информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности (принцип полноты отражения информации);
– информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения формируется им на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ (принцип прозрачности (открытости));
– данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности (принцип сопоставимости);
– рабочий план счетов учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики учреждения, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовые годы (очередной финансовый год и плановый период) (принцип стабильности и преемственности);
– в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях Инструкции существенной информацией признают информацию, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности учреждения (принцип достоверности);
– имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у него в пользовании (управлении, на хранении) (принцип раздельного учета имущества);
– обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета (принцип разделения ответственности по обязательствам).
 
Учетная политика обязательна

Теперь учреждениям вменяют в обязанность формировать и утверждать свою учетную политику.
Обратим внимание на пункт 6 Инструкции. Согласно ему теперь учреждение должно формировать свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
В ходе формирования учетной политики учреждение должно разработать и утвердить своими актами (приказами, распоряжениями и т.п.) следующие документы:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
– формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией;
– порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
– иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
 
Для каждого типа учреждений – свой план

Обратите внимание на пункт 21 Инструкции. Единый план счетов используют как основу для разработки планов и инструкций, регулирующих отражение в бухгалтерском учете активов и обязательств, а также отдельных операций, приводящих к их изменению, – в зависимости от организационно-правовой формы учреждения.
Казенное, бюджетное или автономное учреждение обязано разработать собственный рабочий план счетов – на основе соответствующего Типового плана счетов и Инструкции по его применению.
Коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:
– в 1–17-м разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
– в 18-м разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности);
– в 19–23-м разрядах – синтетический код счета Единого плана счетов;
– в 24–26-м разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Для казенных учреждений и бюджетных учреждений в 24–26-м разрядах отражают коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

Обратите внимание, расширен перечень кодов вида финансового обеспечения (ранее – перечень кодов вида деятельности). Вместо ранее указанных четырех кодов теперь будут применяться семь кодов вида финансового обеспечения (деятельности):
– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
– 3 – средства во временном распоряжении;
– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
– 5 – субсидии на иные цели;
– 6 – бюджетные инвестиции;
– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;
для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:
9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.
Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.
Номера счетов бюджетного учета по отдельным видам активов, обязательств и расчетов практически не претерпели изменений. Добавлено несколько новых счетов, введение которых предполагает перегруппировку и дополнительную детализацию данных, ранее отраженных в регистрах бюджетного учета.
 
Требования к оформлению первичных документов

Не все положения пункта 7 Инструкции, описывающего оформление учреждением первичных учетных документов, будут являться нововведениями для учреждений. Некоторые из них уже знакомы им по пункту 3 Инструкции № 148н, и учреждения уже имеют опыт применения их в своей деятельности.
Первичные учетные документы являются основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними. Их принимают к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, и если на них есть подпись руководителя учреждения или уполномоченного им лица.
Документы, не имеющие унифицированной формы, учреждение может разработать само, учитывая, что они должны содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование документа;
– дату его составления;
– наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
– содержание хозоперации;
– измерители этой операции в натуральном и денежном выражении;
– наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
– личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Документы, составленные учреждением самостоятельно, принимают к учету при условии, что в них указаны все необходимые реквизиты и есть подпись руководителя учреждения или уполномоченного им лица.
Учреждение вправе включать в первичные документы и дополнительные реквизиты в зависимости от требования нормативных правовых актов, методических указаний по бухучету, особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации.
Первичные и сводные учетные документы учреждения составляют на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях – в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее – электронный документ). В последнем случае учреждение, сформировавшее электронный документ, обязано изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры (ранее это требование уже было описано в пункте 7 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Исправление ошибок

Инструкцией предусмотрен порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета. Он прописан в пункте 18 Инструкции. Однако бухгалтеры легко узнают в нем положения пункта 4 Инструкции № 148н, перенесенные сюда без изменений, поэтому рассматривать их здесь мы не будем.
Итак, мы рассмотрели основные положения, которые повлияют на ведение учреждениями бухгалтерского учета в наступившем году. Но проект Инструкции наверняка будет меняться, и еще много сюрпризов ждет нас с вами впереди. Поэтому давайте вместе следить за изменениями и стараться грамотно на них реагировать.
 
20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
 
Поделиться: