click fraud detection

Бюджетный учет
ассигнований, лимитов бюджетных
обязательств получателей
средств федерального бюджета


(из архива статей БиНО за апрель 2011 года)
 
Е.А. Князева,
советник государственной
гражданской службы III класса, к.э.н.

 
Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня утвержден приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н (далее – Порядок № 104н).
Обратите внимание, что с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г. положения этого порядка, установленные для федеральных казенных учреждений, распространяются на федеральные бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти с учетом положений абзаца 15 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Учет лимитов бюджетных обязательств

В соответствии с пунктом 129 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н), показатели утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода отражают на счете 0 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств».
Учет лимитов бюджетных обязательств ведут на следующих счетах (абзац 2 пункта 129 Инструкции № 162н):
– 0 501 01 000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств».
Счет предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами сумм доведенных до главного распорядителя бюджетных средств, показателей лимитов бюджетных обязательств, утвержденных финансовым органом на текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода. Кроме того, на указанном счете учитывают суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в течение текущего финансового года на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета (абзац 3 пункта 129, пункт 131 Инструкции № 162н);
– 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению».
Счет предназначен для учета главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода, подлежащих распределению по подведомственным распорядителям, получателям бюджетных средств. На этом счете также учитывают суммы внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств (абзац 4 пункта 129, пункт 132 Инструкции № 162н).
В аналитическом учете счета 0 501 02 000 отражают детализацию показателей (внесенные в нее изменения), утвержденных по кодам статей, подстатей КОСГУ показателей лимитов бюджетных обязательств, осуществляемую главным распорядителем, распорядителем (в том числе ими как получателями) бюджетных средств (пункт 133 Инструкции № 162н);
– 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».
Счет используют финансовый орган, получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители, распорядители бюджетных средств как их получатели) для учета объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение ими бюджетных обязательств в текущем, очередном финансовых годах, первом и втором годах планового периода. Также на данном счете отражают суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств (абзац 5 пункта 129, пункт 134 Инструкции № 162н).
В аналитическом учете счета 0 501 03 000 отражают детализацию показателей (внесенные в нее изменения) утвержденных и доведенных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по кодам статей, подстатей КОСГУ, осуществляемую получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) как получателями бюджетных средств (абзац 7 пункта 134 Инструкции № 162н);
– 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».
Счет используют финансовый орган, главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств для учета лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до распорядителей и получателей бюджетных средств на текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода. На указанном счете также учитывают суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, переданных в течение текущего финансового года (абзац 6 пункта 129, пункт 135 Инструкции № 162н);
– 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».
Счет предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами сумм лимитов бюджетных обязательств, полученных в установленном финансовым органом соответствующего бюджета порядке распорядителем, получателем бюджетных средств на текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода. На указанном счете также учитывают суммы внесенных изменений в показатели полученных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств (абзац 7 пункта 129, пункт 136 Инструкции № 162н);
– 0 501 06 000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути».
Данный счет открывают в том случае, когда бюджетные средства доведены главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в отчетном периоде, а получены распорядителями и получателями бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным (абзац 8 пункта 129, пункт 137 Инструкции № 162н);
– 0 501 09 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».
Счет используют финансовые органы для учета сумм утвержденных по главным распорядителям бюджетных средств показателей лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовые годы, второй год планового периода. На указанном счете также учитывают суммы внесенных изменений в показатели утвержденных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств (абзац 9 пункта 129, пункт 138 Инструкции № 162н).

Порядок доведения бюджетных данных

Процесс доведения бюджетных данных (под бюджетными данными понимаются бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств) до учреждений состоит из следующих этапов:
1) информацию о бюджетных данных доводят до Федерального казначейства;
2) федеральное казначейство контролирует информацию и формирует казначейские уведомления, а затем доводит их до соответствующих главных распорядителей;
3) главные распорядители распределяют бюджетные данные между находящимися в их ведении учреждениями, формируют расходные расписания (реестры расходных расписаний);
4) распорядители и учреждения детализируют доведенные бюджетные данные, формируют расходные расписания и представляют документы в казначейство по месту обслуживания лицевого счета.
При доведении бюджетных данных учреждение и орган Федерального казначейства обмениваются информацией в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи, а документами обмениваются в соответствии с договором (соглашением) об электронном обмене документами.
Документом, обеспечивающим правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронную цифровую подпись в электронном документе признают равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Если у учреждения или органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, они обмениваются информацией посредством ведения документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе.
Требования к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса, утверждает Федеральное казначейство, размещая последние версии этих требований на своем официальном сайте (www.roskazna.ru).

Доведение бюджетных данных до распорядителей и получателей

Главный распорядитель и распорядитель распределяют бюджетные данные между находящимися в их ведении распорядителями и получателями путем формирования расходных расписаний по каждому учреждению, находящемуся в их ведении.
Расходные расписания могут быть сформированы как отдельными документами, так и в виде реестра расходных расписаний.

Приведем пример бухгалтерских записей по учету полученных от главного распорядителя сумм ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

– на текущий финансовый год
Дебет     КРБ  1 501 15 XXX
Кредит   КРБ 1 501 12 XXX;

– на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
Дебет     КРБ 1 501 25 XXX
Кредит   КРБ 1 501 22 XXX;

– на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
Дебет     КРБ 1 501 35 XXX
Кредит   КРБ 1 501 32 XXX;

– на второй год, следующий за очередным
Дебет     КРБ 1 501 45 XXX
Кредит   КРБ 1 501 42 XXX.

Для себя как для получателя главный распорядитель также составляет отдельное расходное расписание.
Приведем пример бухгалтерских записей по отражению сумм ЛБО, распределенных распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе
:
– на текущий финансовый год
Дебет     КРБ 1 501 12 XXX
Кредит   КРБ 1 501 13 XXX;

– на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
Дебет     КРБ 1 501 22 XXX
Кредит   КРБ 1 501 23 XXX;

– на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
Дебет     КРБ 1 501 32 XXX
Кредит   КРБ 1 501 33 XXX;

– на второй год, следующий за очередным
Дебет     КРБ 1 501 42 XXX
Кредит   КРБ 1 501 42 XXX.
Детализация бюджетных данных
 
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка № 104н главные распорядители в представленных ими в Федеральное казначейство расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний детализируют по кодам КОСГУ доведенные до них бюджетные ассигнования по публичным нормативным обязательствам.
Допускается также различная детализация по КОСГУ (группа, статья, подстатья) лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями и распорядителями между находящимися в их ведении различными распорядителями и получателями. При этом доводимые до распорядителя и получателя ЛБО согласовывают в части:
1) периодов – детализация ЛБО по кодам бюджетной классификации текущего финансового года должна соответствовать детализации ЛБО планового периода;
2) конкретного распорядителя (получателя) – детализация ЛБО по кодам бюджетной классификации должна соответствовать детализации бюджетных данных, ранее доведенных до соответствующего распорядителя (получателя) в текущем финансовом году.
Федеральное казначейство контролирует коды классификации расходов бюджетов, указанные в представленных главными распорядителями и распорядителями расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний, на соответствие кодам классификации расходов бюджетов, указанным в соответствующем перечне расходов федерального бюджета.
Получатели также могут детализировать бюджетные данные. Пунктом 6.1 Порядка № 104н предусмотрено, что они представляют в орган Федерального казначейства по месту обслуживания расходные расписания, детализирующие доведенные до них ЛБО по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ, если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации.

Приведем пример бухгалтерских записей по учету детализации показателей доведенных (утвержденных) ЛБО по соответствующим кодам КОСГУ, а также отражения сумм изменений, внесенных в детализацию в течение финансового года, в том числе:

– на текущий финансовый год
Дебет     КРБ 1 501 12 XXX
Кредит   КРБ 1 501 12 XXX;

– на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
Дебет     КРБ 1 501 22 XXX
Кредит   КРБ 1 501 22 XXX;

– на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
Дебет     КРБ 1 501 32 XXX
Кредит   КРБ 1 501 32 XXX;

– на второй год, следующий за очередным
Дебет     КРБ 1 501 42 XXX
Кредит   КРБ 1 501 42 XXX.

Приведем пример бухгалтерских записей для отражения сумм ЛБО, переданных распорядителем бюджетных средств подведомственным ему получателям бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

– на текущий финансовый год
Дебет     КРБ 1 501 12 XXX
Кредит   КРБ 1 501 14 XXX;

– на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
Дебет     КРБ 1 501 22 XXX
Кредит   КРБ 1 501 24 XXX;

– на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
Дебет     КРБ 1 501 32 XXX
Кредит   КРБ 1 501 34 XXX;

– на второй год, следующий за очередным
Дебет     КРБ 1 501 42 XXX
Кредит   КРБ 1 501 44 XXX.

Согласно пункту 3.6 Порядка № 104н органы казначейства принимают от главных распорядителей расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний, проверяют указанные в них показатели и доводят их до подведомственных распорядителей и получателей не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения. Напомним, требования к показателям, содержащимся в расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний, перечислены в пункте 3.7 Порядка № 104н. Приведем некоторые из них:
– наименования и коды участников бюджетного процесса должны соответствовать реквизитам, указанным в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей;
– в расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний должны быть указаны номера лицевых счетов, открытых главным распорядителям, распорядителям и получателям в органах казначейства;
– коды бюджетной классификации должны соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году на момент представления расходных расписаний (реестра расходных расписаний);
– код главного распорядителя по бюджетной классификации РФ должен соответствовать коду, установленному законом о бюджете;
– суммы бюджетных данных, распределенные между находящимися в ведении главных распорядителей (распорядителей) распорядителями (получателями), не должны превышать сумм бюджетных данных, доведенных главным распорядителям или распорядителям.
Если расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний соответствуют вышеуказанным требованиям, то их направляют в электронном виде в казначейство по месту открытия лицевых счетов распорядителям, получателям для принятия на учет в установленном порядке. Если расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний не прошли контроль, то их возвращают главным распорядителям, распорядителям со штампом «Отклонено» с приложением протокола, в котором указана причина возврата.

Обратите внимание, что в случае уменьшения бюджетных данных пунктом 3.7 Порядка № 104н установлены особые требования к соответствию суммы изменений отдельных показателей. Например, при уменьшении доведенных до получателя ЛБО сумма измененных ЛБО не должна быть меньше суммы поставленных получателем на учет бюджетных обязательств.

Согласно пункту 3.11 Порядка № 104н главные распорядители (распорядители) вправе отозвать неиспользованные или нераспределенные бюджетные данные текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах распорядителей (получателей).
Для осуществления указанной операции формируется отдельное расходное расписание на уменьшение бюджетных данных на сумму отзываемых неиспользованных или нераспределенных бюджетных данных (далее – «отрицательное» расходное расписание). Включение «отрицательных» расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается (пункт 3.11 Порядка № 104н).
Федеральное казначейство, орган казначейства учитывают указанные в «отрицательном» расходном расписании бюджетные данные на лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) только после получения протокола, подтверждающего принятие этого расходного расписания на учет органом казначейства по месту обслуживания лицевого счета распорядителя (получателя).
Протокол направляют в адрес Федерального казначейства, орган казначейства – отправителя представленного «отрицательного» расходного расписания не позднее следующего рабочего дня после его поступления.
Если лицевые счета отправителя и получателя «отрицательного» расходного расписания открыты в одном органе казначейства, то оформление протокола не требуется.

Пока не получен протокол об обработке «отрицательного» расходного расписания, последующие расходные расписания по доведению бюджетных данных казначейством не принимаются (пункт 3.11 Порядка № 104н).

Учет ЛБО и бюджетных ассигнований получателем средств
 
Бухгалтерские записи по учету утвержденных лимитов получателем бюджетных средств указаны в табл. 1.
 
Таблица 1
Содержание операций Номер счета
по дебету по кредиту
ЛБО, полученные от распорядителя, в том числе:
на текущий финансовый год КРБ 1 501 15 XXX КРБ 1 501 13 XXX
на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) КРБ 1 501 25 XXX КРБ 1 501 23 XXX
на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) КРБ 1 501 35 XXX КРБ 1 501 33 XXX
на второй год, следующий за очередным КРБ 1 501 45 XXX КРБ 1 501 43 XXX
Детализация ЛБО по соответствующим кодам КОСГУ, а также отражение сумм изменений, внесенных в детализацию в течение финансового года, в том числе:
на текущий финансовый год КРБ 1 501 13 XXX КРБ 1 501 13 XXX
на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) КРБ 1 501 23 XXX КРБ 1 501 23 XXX
на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) КРБ 1 501 33 XXX КРБ 1 501 33 XXX
на второй год, следующий за очередным КРБ 1 501 43 XXX КРБ 1 501 43 XXX
Отражение принятых бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных (полученных) ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
на текущий финансовый год КРБ 1 501 13 XXX КРБ 1 502 11 XXX
на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) КРБ 1 501 23 XXX КРБ 1 502 21 XXX
на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) КРБ 1 501 33 XXX КРБ 1 502 31 XXX
на второй год, следующий за очередным КРБ 1 501 43 XXX КРБ 1 502 41 XXX
 
 
Бухгалтерские записи по учету бюджетных ассигнований получателем бюджетных средств указаны в табл. 2.

Таблица 2
 
Содержание операций Номер счета
по дебету по кредиту
Отражение сумм бюджетных ассигнований, полученных от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
на текущий финансовый год КРБ 1 503 15 XXX КРБ 1 503 13 XXX
на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) КРБ 1 503 25 XXX КРБ 1 503 23 XXX
на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) КРБ 1 503 35 XXX КРБ 1 503 33 XXX
на второй год, следующий за очередным КРБ 1 503 45 XXX КРБ 1 503 43 XXX
Детализация показателей, полученных бюджетных ассигнований по соответствующим кодам КОСГУ, а также изменений, внесенных в детализацию в течение финансового года, в том числе:
на текущий финансовый год КРБ 1 503 13 XXX КРБ 1 503 13 XXX
на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) КРБ 1 503 23 XXX КРБ 1 503 23 XXX
на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) КРБ 1 503 33 XXX КРБ 1 503 33 XXX
на второй год, следующий за очередным КРБ 1 503 43 XXX КРБ 1 503 43 XXX
Отражение принятых бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных (полученных) бюджетных ассигнований, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:
на текущий финансовый год КРБ 1 503 13 XXX КРБ 1 502 11 XXX
на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) КРБ 1 503 23 XXX КРБ 1 502 21 XXX
на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) КРБ 1 503 33 XXX КРБ 1 502 31 XXX
на второй год, следующий за очередным КРБ 1 503 43 XXX КРБ 1 502 41 XXX
 
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: