click fraud detection

Бюджетные обязательства вновь учитываются

(из архива статей БиНО за декабрь 2008 года)
 
О.В. Петрова,
экономист
 
Получатели средств федерального бюджета, разумеется, помнят, что в 2000–2006 гг. органы Федерального казначейства вели учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Основными руководящими документами при этом были Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 806 «О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета» и приказ Минфина России от 13 августа 1999 г. № 55н «О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета».
Главной целью учета бюджетных обязательств являлось повышение эффективности контроля за теми государственными финансовыми ресурсами, которые направлялись бюджетополучателям на оплату коммунальных услуг, а впоследствии и на оплату аренды помещений. Это было необходимо в связи с образованием в 1994–1997 гг. большой кредиторской задолженности по указанным платежам, в связи с чем огромная часть средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование текущих бюджетных платежей, направлялась на покрытие долгов прошлых лет. Нужно было ликвидировать кредиторскую задолженность и избежать новых долгов. Для этого государство должно было заранее знать о размере предстоящих расходов, вытекающих из заключенных бюджетополучателями договоров.
Поставленная цель была достигнута. Кредиторская задолженность получателей бюджетных средств по коммунальным и арендным платежам погашена, текущие платежи выплачиваются своевременно.
Надо отметить, что процедура учета бюджетных обязательств по коммунальным платежам и оплате аренды в органах Федерального казначейства дала положительные результаты не только непосредственно в учете указанных средств, но и научила бюджетополучателей работать в условиях четкой организации.
С 1 января 2009 г. процедура учета бюджетных обязательств в органах Федерального казначейства возобновится.
Теперь учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н (далее – Порядок).
Новый Порядок существенно отличается от того, который действовал ранее.

Бюджетные обязательства,
которые будут учитываться с 2009 года

Итак, начиная с 1 января 2009 г., органы Федерального казначейства будут учитывать все бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии:
– с законом;
– иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам);
– договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется.
Эти обязательства будут приниматься к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета (например, счет и платежное поручение).
Документы для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета должны представлять в соответствии с утвержденным Минфином России Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Напомним, что указанный порядок утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н, зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2008 г. (№ 12283) и вступает в силу 1 января 2009 г.
Орган Федерального казначейства будет учитывать бюджетное обязательство отдельно в сумме принятого денежного обязательства.
Получателям средств федерального бюджета дается один год на «обкатку» новой процедуры учета бюджетных обязательств, поскольку с 1 января 2010 г. органы Федерального казначейства будут принимать на учет также бюджетные обязательства, которые возникнут у получателей средств на основании государственных контрактов и иных договоров.
Порядок учета бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров, более усложненный, поскольку перечень информации, которую органы Федерального казначейства будут проверять, значительно шире. В данной статье рассматривать его мы не будем, а рассмотрим только порядок, согласно которому органы Федерального казначейства будут учитывать бюджетные обязательства в 2009 г.
 
Порядок учета бюджетных обязательств в 2009 году

Основанием для постановки на учет бюджетного обязательства будут являться Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702). Этот документ новый, форма его утверждена в приложении 1 к Порядку.
При постановке на учет бюджетного обязательства орган Федерального казначейства будет следить за тем, чтобы сумма бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета не превышала сумму:
– неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (далее – бюджетные данные), отраженных в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода;
– неиспользованных утвержденных объемов расходов по смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности (далее – сметные назначения), в случае, если в Сведениях об обязательстве получатель средств федерального бюджета укажет в качестве источника исполнения бюджетного обязательства средства от приносящей доход деятельности.
При положительном результате проверки орган Федерального казначейства присваивает номер бюджетному обязательству, учитывает его на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств и отражает в Выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств (код формы по КФД 0531759), представленной в установленном порядке получателю средств федерального бюджета.
Учетный номер бюджетного обязательства является уникальным и не подлежит изменению при изменении отдельных реквизитов бюджетного обязательства или его перерегистрации.
Учетный номер бюджетного обязательства имеет следующую структуру, состоящую из 16 разрядов:
 
Номера
разрядов
Код органа Федерального казначейства по КОФК
Код по Сводному
реестру получателя
бюджетных средств
Год постановки
на учет
бюджетного
обязательства
Порядковый номер бюджетного
обязательства
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
 
 
Порядковый номер бюджетного обязательства орган Федерального казначейства присваивает в рамках одного календарного года.
Поставленные на учет бюджетные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году и в плановом периоде, орган Федерального казначейства отражает в Журнале действующих в текущем финансовом году бюджетных обязательств по форме согласно приложению 3 к Порядку (код формы по КФД 0531704).

Изменения в бюджетном обязательстве

В случае необходимости получатель средств федерального бюджета может внести изменения в бюджетное обязательство. Для этого в Заявке на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) получатель средств федерального бюджета должен указать ранее присвоенный органом Федерального казначейства номер бюджетного обязательства, подлежащего изменению.
При внесении изменений в бюджетное обязательство орган Федерального казначейства также проверит, не превышает ли сумма бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов суммы неиспользованных доведенных бюджетных данных отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода или суммы утвержденных сметных назначений.
При положительном результате проверки орган Федерального казначейства вносит изменения в учтенное бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета, с отражением их в Журнале действующих обязательств.
Бюджетные обязательства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, должны учитываться в органах Федерального казначейства с соблюдением норм и требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Учет бюджетных обязательств
в случае реорганизации получателя средств


В случае реорганизации получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания подписанный участвующими в реорганизации получателями средств федерального бюджета Акт приемки-передачи бюджетных обязательств.
Орган Федерального казначейства должен проверить, соответствуют ли показатели, отраженные в Акте приемки-передачи бюджетных обязательств, показателям, отраженным на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю средств федерального бюджета.
Акт приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса оформляется по форме согласно приложению 6 к Порядку (код формы по КФД 0531727).
Если результат проверки будет положительным, то Акт приемки-передачи бюджетных обязательств с отметкой органа Федерального казначейства о подтверждении правильности отраженных в нем показателей представляется в орган Федерального казначейства по месту обслуживания получателя средств федерального бюджета, которому передаются функции реорганизуемого получателя средств федерального бюджета. Данный орган Федерального казначейства должен отразить бюджетное обязательство в своем учете и на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Порядок учета бюджетных обязательств
по исполнительным документам

Отдельный раздел Порядка посвящен учету бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по исполнительным документам, который органы Федерального казначейства будут вести начиная с 1 января 2009 г. Ранее такой учет органы Федерального казначейства не вели.
Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов, будет являться представленная получателем средств федерального бюджета – должником информация на бумажном носителе об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа (далее – Информация). Информацию получатель средств – должник представляет в произвольной письменной форме.
Орган Федерального казначейства по месту предоставления Информации самостоятельно формирует Сведения об обязательстве, в которых в разделе 3 «Реквизиты исполнительного документа» указывает реквизиты соответствующего исполнительного документа.
При этом орган Федерального казначейства:
– указывает сумму по исполнительному документу по кодам классификации расходов бюджетов, указанным в Информации, – если бюджетные обязательства возникают на основании исполнительных документов по единовременным выплатам;
– заполняет график выплат в разделе 5 «Расшифровка обязательства» Сведений об обязательстве по кодам классификации расходов бюджетов, указанным получателем средств федерального бюджета – должником в Информации, – если бюджетные обязательства возникают на основании исполнительных документов, выплаты по которым имеют периодический характер. График заполняется до конца текущего финансового года с учетом периодичности выплат, в котором указывается итоговая сумма выплат в текущем финансовом году в целом по бюджетному обязательству. Дата окончания срока действия такого бюджетного обязательства в Сведениях об обязательстве не указывается.
Если выплаты по исполнительным документам имеют периодический характер с ограничением по сроку действия, который заканчивается ранее окончания текущего финансового года, то график заполняется на оставшиеся до окончания срока действия исполнительного документа месяцы текущего финансового года с учетом периодичности выплат. График содержит итоговую сумму выплат в текущем финансовом году в целом по бюджетному обязательству. В Сведениях об обязательстве указывается дата окончания срока действия такого бюджетного обязательства.

Изменения бюджетного обязательства

Если в органе Федерального казначейства ранее было учтено бюджетное обязательство, по которому представлен исполнительный документ, то получатель средств – должник должен указать в Информации ссылку на учетный номер ранее учтенного бюджетного обязательства.
При этом орган Федерального казначейства самостоятельно формирует Заявку на внесение изменений в обязательство, в которой в разделе 3 «Реквизиты исполнительного документа» указывает реквизиты соответствующего исполнительного документа.
На основании Заявки на внесение изменений в обязательство орган Федерального казначейства вносит изменения в учтенное бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета, и данное изменение учитывается на соответствующем лицевом счете получателя средств федерального бюджета.
Если, получив Выписку из лицевого счета, получатель средств федерального бюджета будет не согласен с показателями учтенных органом Федерального казначейства бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов, он должен представить в орган Федерального казначейства Информацию об этом. На основании полученной Информации орган Федерального казначейства внесет изменения в ранее учтенное бюджетное обязательство.
Изменения могут возникнуть в силу различных обстоятельств. Например, получатель бюджетных средств – должник может изменить коды бюджетной классификации РФ, по которым должен быть исполнен исполнительный документ.
Должник также может представить документ, подтверждающий исполнение исполнительного документа, или документ об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебного акта; документ, отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
В случае, если у получателя средств федерального бюджета – должника не будет достаточной суммы неиспользованных бюджетных данных для исполнения требований исполнительного документа, он должен представить в орган Федерального казначейства:
– Информацию, в которой указать номер ранее учтенного бюджетного обязательства и измененный источник образования задолженности (средства от приносящей доход деятельности);
– Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801).

Перерегистрация неисполненного бюджетного обязательства

Если бюджетное обязательство, возникшее на основании исполнительного документа, не будет исполнено на конец текущего финансового года в полном объеме, то оно подлежит перерегистрации и учету в объеме неисполненной его части в очередном финансовом году. Порядок перерегистрации бюджетного обязательства следующий:
– если бюджетное обязательство возникло на основании исполнительного документа по единовременным выплатам, оно подлежит перерегистрации в отчетном финансовом году на основании представленной получателем средств федерального бюджета – должником Информации о неисполненной части бюджетного обязательства. В Информации должна быть указана ссылка на ранее учтенное бюджетное обязательство;
– если бюджетное обязательство возникло на основании исполнительного документа, выплаты по которому имеют периодический характер, оно подлежит перерегистрации в очередном финансовом году на сумму выплаты очередного периода без представления Информации получателем средств федерального бюджета – должником. При этом коды бюджетной классификации РФ, по которым данное бюджетное обязательство было поставлено на учет в органе Федерального казначейства, должны быть действующими.
Если же коды не будут являться действующими, орган Федерального казначейства должен перерегистрировать бюджетное обязательство на основании Информации, представленной получателем средств федерального бюджета – должником, о неисполненной части бюджетного обязательства. В Информации в том числе должна быть указана ссылка на учетный номер ранее зарегистрированного бюджетного обязательства.
Орган Федерального казначейства по месту представления указанной Информации должен сформировать Заявку на перерегистрацию обязательства, в разделе 3 «Реквизиты исполнительного документа» которой указать реквизиты соответствующего исполнительного документа.
На основании сформированной Заявки на перерегистрацию обязательства орган Федерального казначейства перерегистрирует бюджетное обязательство, и оно учитывается на соответствующем лицевом счете получателя средств федерального бюджета – должника.
 
Представление информации о бюджетных обязательствах

Раздел IV Порядка посвящен представлению информации о бюджетных обязательствах получателей средств федерального бюджета, учтенных в органах Федерального казначейства.
Теперь по запросу получателя средств федерального бюджета орган Федерального казначейства по месту его обслуживания обязан предоставить ему Справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств (далее – Справка об исполнении обязательств). Справка об исполнении обязательств оформляется по форме согласно приложению 7 к Порядку (код формы по КФД 0531707).
Обратите внимание, что этот документ предоставляется только по запросу получателя средств федерального бюджета. Таким образом, если получателю средств федерального бюджета необходима такая информация, то он должен направить в свой орган Федерального казначейства письмо с просьбой о предоставлении таких сведений.
Справка об исполнении обязательств формируется по состоянию на 1-е число месяца, в котором поступил запрос получателя средств федерального бюджета, нарастающим итогом с 1 января текущего финансового года. Справка об исполнении обязательств может включать информацию об исполнении принятых на учет органами Федерального казначейства бюджетных обязательств участников бюджетного процесса, которым получатель средств федерального бюджета передал свои полномочия.
По запросу главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета орган Федерального казначейства по месту открытия соответствующего лицевого счета главному распорядителю (распорядителю) предоставляет Реестр принятых на учет обязательств по получателям средств федерального бюджета, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя).
В Реестре в соответствии с запросом детализируются и группируются показатели о принятых на учет бюджетных обязательствах. Реестры принятых на учет обязательств формируются по состоянию на 1-е число месяца, указанного в запросе, или на 1-е число месяца, в котором поступил запрос, нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Ежемесячно по состоянию на 1-е число каждого месяца и в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, управления Федерального казначейства по субъектам РФ составляют Отчет об исполнении бюджетных обязательств, учтенных в управлении и в отделениях управления, находящихся в его ведении. Отчет составляется по форме согласно приложению 9 к Порядку (код формы по КФД 0531709) и представляется в Федеральное казначейство.
На основании отчетов, представленных управлениями, Федеральное казначейство составляет Сводный отчет об исполнении обязательств в целом по всем исполненным бюджетным обязательствам, учтенным органами Федерального казначейства.
Напомним, что отчеты по учету бюджетных обязательств составлялись органами Федерального казначейства и раньше.
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: