click fraud detection

Бюджетная отчетность
публичных образований:
взгляд Федерального казначейства


(из архива статей БиНО за декабрь 2008 года)

Г.И. Маклева,
начальник Управления бюджетного учета и отчетности
Федерального казначейства

 
В результате реформы бюджетного учета, проводимой в Российской Федерации с 2005 г., в консолидированной бюджетной отчетности, формируемой на уровне муниципального образования, субъекта РФ, государственного внебюджетного фонда РФ, а также Российской Федерации, отражается вся необходимая информация о деятельности соответствующего публичного образования.
Конечно, указанная информация должна быть достоверной и полной, так как используется она как внутренними, так и внешними пользователями для управления бюджетным процессом, а также для оценки эффективности управления этим процессом.
Например, информация, представляемая главным распорядителям средств федерального бюджета, используется ими в целях управления системой подведомственных учреждений для расчета показателей финансового менеджмента, а информация, представляемая Росстату, – для построения национальных счетов Российской Федерации, исчисления валового внутреннего продукта (ВВП), валового регионального продукта (ВРП).
В связи с тем что бюджетная отчетность публичных образований в конечном итоге представляется в Федеральное казначейство, остановимся на недостатках составления и представления этой отчетности, которые необходимо устранить.
При этом напомним, что поскольку в соответствии с бюджетным законодательством из всех участников бюджетного процесса главный распорядитель составляет бюджетную роспись, распределяет ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть своего бюджета, а финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета, то именно каждый главный распорядитель и соответствующий финансовый орган несут ответственность за качество формируемой отчетности по каждому публичному образованию.

Годовая бюджетная отчетность за 2007 г., месячная и квартальная отчетность в 2008 г. представлялась и представляется главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами Федерального казначейства в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н «Об утверждении Инструции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Приказ № 72н).
Данный приказ максимально полно раскрыл:
– содержание показателей форм бюджетной отчетности, их формирование и согласование как внутри каждой формы отчетности, так и между различными формами;
– согласование взаимосвязанных показателей по передаваемым денежным средствам и имуществу, в том числе в порядке межбюджетных отношений;
– согласование взаимосвязанных показателей отчетности органов Федерального казначейства по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетной отчетности по исполнению соответствующего бюджета.
Это серьезный, глубокий и большой по объему нормативный правовой акт. Как показала практика формирования в Федеральном казначействе консолидированной отчетности о состоянии государственных, а также муниципальных финансов, возникало много проблем по отражению показателей. Какие же недостатки в формировании и представлении бюджетной отчетности последних двух лет обращали на себя внимание в первую очередь?
Первое. Вся отчетная информация от управлений Федерального казначейства (далее – УФК), необходимая для формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, должна поступать в срок – 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Отчеты надо направлять заблаговременно, учитывая время нахождения в пути. Надо иметь в виду, что после приемки в Федеральном казначействе отчетности от УФК информация из Отчета о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124), Отчета о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств бюджета (ф. 0521413), графы 10 Отчета об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153), 17-го числа месяца, следующего за отчетным, представляется для проверки показателей главным распорядителям, до представления ими отчета об исполнении федерального бюджета в Федеральное казначейство.
В настоящее время центральный аппарат Федерального казначейства задерживает представление информации до 25-го числа, что, конечно, сказывается на качестве отчетности главных распорядителей об исполнении федерального бюджета. Причины две: несвоевременное представление от УФК отдельной отчетности, проблемы в применяемом программном продукте.
Второе. УФК совместно с получателями средств бюджета обеспечивал к 2008 г. проверку показателей по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов квартальной и годовой бюджетной отчетности получателей средств федерального бюджета на их идентичность своим данным по поступлениям и выбытиям по единому счету.
В связи с этим необходимость записи в Приказе № 72н нормы о проведении такой проверки отпала. При принятии данного решения учитывалось то обстоятельство, что получатели бюджетных средств имеют полную информацию по выпискам с их лицевых счетов и все расхождения обязаны устранять на основании полученной информации с лицевых счетов до представления отчета распорядителю или главному распорядителю.
В то же время Федеральное казначейство направило в УФК свое письмо от 19 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.6-420 о заверке Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) и Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137) при обращении получателей средств федерального бюджета.
Однако в УФК имели место отдельные случаи отказа в заверке показателей указанных форм либо заверки с разногласиями, что недопустимо.
Третье. Как показала практика формирования в 2008 г. консолидированного отчета по приносящей доход деятельности по федеральному бюджету на основании Отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137), показатели этих отчетов по графе 5 «Исполнено через органы, организующие исполнение бюджета» по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов не соответствуют идентичным показателям Отчетов о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134), формируемых УФК.
Руководством Федерального казначейства было принято решение о проведении дополнительной сверки получателями средств федерального бюджета по состоянию на 1 октября 2008 г. данных из отчетов по форме 0503137 с данными лицевых счетов. Письмо Федерального казначейства по этому вопросу от 12 августа 2008 г. № 42-7.1-15/2.4-364 направлено главным распорядителям средств федерального бюджета и УФК по субъектам РФ.
Кроме того, положение дел по данному вопросу улучшило и письмо Федерального казначейства от 2 сентября 2008 г. № 42-7.1-15/2.2-404, уточняющее порядок отражения операций по централизации внебюджетных средств и их перераспределению между главными распорядителями и подведомственными учреждениями, между головной организацией и обособленными подразделениями.
В соответствии с этим письмом с 1 января 2009 г. отражение операций по передаче указанных средств в бюджетном учете органов Федерального казначейства должно быть идентично учету операций по передаче средств между главными распорядителями и бюджетными учреждениями, то есть с применением счетов по доходам и расходам, а именно: 2 401 01 241 и 2 402 01 241 – по расходам, 2 401 01 180 и 2 402 01 180 – по доходам. Для проведения консолидации операций вводится дополнительный код аналитического учета в 22-м разряде в учете органов Федерального казначейства.
Уточнились и бухгалтерские записи по передаче средств между головной организацией и обособленными подразделениями в части передачи средств по счету 2 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств» по дополнительно вводимым кодам 510 и 610. Указанное изменение найдет отражение в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.
Кроме того, Управлением бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства в целях формирования главными распорядителями средств федерального бюджета отчетности по приносящей доход деятельности предложено в 2009 г. формировать в органах Федерального казначейства дополнительный Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности в разрезе получателей средств федерального бюджета в соответствии со сводным Реестром главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Четвертое. УФК обеспечили в 2007 г. сокращение сроков представления бюджетной отчетности по обслуживанию бюджетов в финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (на пятый рабочий день вместо 17-го числа месяца, следующего за отчетным). Кроме того, в финансовые органы субъектов РФ на десятый рабочий день стала представляться сводная информация о кассовых операциях по обслуживанию местных бюджетов – форма 0503152 «Консолидированный отчет по кассовым поступлениям и выбытиям», необходимая как финансовым органам для качественного формирования бюджетной отчетности по исполнению бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований, так и Федеральному казначейству для сверки отчетности Федерального казначейства с показателями отчетности финансовых органов субъектов РФ об исполнении их консолидированных бюджетов.
В то же время, как показывает практика приемки бюджетной отчетности от финансовых органов субъектов РФ, показатели по кассовым доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов отличаются в ней от идентичных показателей отчетности УФК по кассовому обслуживанию бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований (кроме установленных расхождений).
Такое положение дел было поправлено с 1 октября 2008 г. в соответствии с письмом Федерального казначейства от 18 августа 2008 г. № 42-7.1-15/2.1-377 «О сверке показателей бюджетной отчетности между финансовыми органами субъектов Российской Федерации и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».
Каждый финансовый орган проводит сверку показателей Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) с Отчетом по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151) территориального органа Федерального казначейства. При этом финансовый орган субъекта РФ сверяет соответствующие показатели Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального внебюджетного фонда (ф. 0503117) с идентичными показателями Консолидированного отчета по кассовым поступлениям и выбытиям (ф. 0503152) соответствующего УФК.
Соответствующую сверку делает и Федеральное казначейство при представлении отчетности от субъектов РФ и анализирует причины допустимых нормативными документами отклонений.
Пятое. Управлением бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства проводится ежеквартальный анализ исполнения федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ на предмет соблюдения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет. В январе 2008 г. результаты этого анализа были доведены до отделов доходов территориальных органов Федерального казначейства для сверки с финансовыми органами субъектов РФ и внесения необходимых исправлений в формы годового отчета финансовых органов субъектов РФ.
В то же время в процессе приемки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета за 2007 г., первое полугодие 2008 г. от УФК по субъектам РФ и отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ от финансовых органов по результатам анализа соблюдения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет возникали отклонения, связанные с механическими ошибками отражения финорганами в отчетах, данных по поступлениям в доход субъектов РФ.
Допущенные ошибки являются следствием отсутствия своевременной сверки с УФК по субъектам РФ, что в конечном итоге сказывается на сроках представления информации в Минфин России, а также на сроках дальнейшего представления в Правительство РФ.
С целью исключения межбюджетной задолженности возрастает необходимость более конструктивного взаимодействия и ежемесячной сверки с УФК по субъектам РФ сумм налогов и сборов, распределенных субъектам РФ, и аналогичных сумм, отраженных финансовыми органами в отчетности, представляемой в Федеральное казначейство.
Шестое. При подготовке к сдаче годовой отчетности финансовыми органами субъектов РФ не производилась сверка межбюджетных отношений с федеральными органами исполнительной власти в части передачи и получения имущества. В результате сверка осуществлялась в процессе сдачи отчетности, непосредственно в Федеральном казначействе, данные отчетности финансовых органов многократно уточнялись.
Несмотря на установленные конкретными постановлениями Правительства РФ правила по передаче ценностей и оформлению документов в рамках реализации национальных проектов и федеральных целевых программ, их требования не выполняются, контроль как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны уполномоченных органов субъектов РФ за правильностью передачи имущества не организован.
Так, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ не представляются документы в федеральные органы исполнительной власти для оформления передачи имущества в собственность субъектов РФ в установленном порядке.
В то же время федеральные органы исполнительной власти своевременно не оформляют актами приема-передачи имущество, полученное и переданное в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.
В результате установлены расхождения в отчетных данных по переданному и полученному имуществу у субъектов РФ (в части реализации национальных проектов) с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, с Федеральным агентством по образованию, с Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
Седьмое. Согласно бюджетной классификации РФ все межбюджетные отношения подлежат отражению по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов РФ и группе/подгруппе 2 02 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» классификации доходов бюджетов РФ.
В нарушение требований бюджетной классификации Российской Федерации территориальными фондами ОМС при перечислении средств в бюджеты субъектов РФ, финансовыми органами субъектов РФ при перечислении средств в бюджеты территориальных фондов ОМС продолжают применяться коды классификации расходов бюджетов РФ, не относящиеся к операциям с межбюджетными трансфертами, а именно:
– подразделов 0901 «Стационарная медицинская помощь», 0902 «Амбулаторная помощь», 0910 «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта» раздела 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»;
– подраздела 1003 «Социальное обеспечение населения» раздела 1000 «Социальная политика».
Кроме того, существуют разногласия как в отчетности за 2007 г., так и в месячной отчетности за 2008 г., между данными отчетности ФФОМС и территориальных фондов ОМС. Средства, перечисленные из ФФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС в порядке межбюджетных отношений в конце отчетного периода, следующего за отчетным, не отражены в бухгалтерском учете как суммы в пути последним днем отчетного периода.
В результате несоблюдения финансовыми органами субъектов РФ и территориальными фондами ОМС единого подхода к порядку передачи трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ Федеральное казначейство вынуждено осуществлять при формировании отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов консолидацию внутренних потоков по доходам и расходам в части целевых средств и безвозмездных поступлений с нарушением установленных правил.
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
Поделиться: