click fraud detection

Бюджетная классификация РФ в 2008 году

(из архива статей БиНО за март 2008 года)
И.Ю. Кузьмин,
консультант отдела методологии
бюджетного учета, бюджетной отчетности
и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики
Минфина России

 
С 1 января 2008 г. вступили в силу многие поправки в Бюджетный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ). В частности, с января начали действовать все нововведения, касающиеся бюджетной классификации РФ (кроме немногих норм, действующих уже с 28 апреля 2007 г.).
В этой статье мы расскажем об особенностях применения бюджетной классификации с 1 января. Они установлены действующей с 2008 г. редакцией БК РФ и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые были утверждены приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н (далее – новые Указания). Новые Указания разрабатывались уже с учетом норм о бюджетной классификации, включенных в Бюджетный кодекс РФ согласно Закону № 63-ФЗ.

Классификация доходов бюджетов РФ
 
Администраторы доходов бюджета
 
Новой редакцией статьи 6 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2008 г. введены основополагающие понятия главного администратора и администратора доходов бюджета.
Главный администратор доходов бюджета – это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, иная организация, которые имеют в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являются администраторами доходов бюджета.
В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов в соответствии с новой статьей 160.1 БК РФ:
– формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;
– представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
– представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
– формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов;
– осуществляет иные бюджетные полномочия, которые установлены БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Более низкий уровень – администраторы доходов бюджета. К ним относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, а также бюджетные учреждения, осуществляющие функции, перечисленные в статье 6 БК РФ (в частности, контроль исчисления и уплаты платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ).

Структура кода классификации

Согласно новой редакции статьи 20 БК РФ структура кода классификации доходов бюджетов РФ осталась без изменений. Данный код состоит из четырех частей:
1) код главного администратора доходов бюджета;
2) код вида доходов. Он включает коды группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элемента доходов;
3) код подвида доходов;
4) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Код классификации доходов содержит 20 знаков. При этом для кода главного администратора отводится 3 знака (1–3-й разряды кода), кода вида доходов – 10 знаков (4–13-й разряды), кода подвида доходов – 4 знака (14–17-й разряды). Для кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов, предназначены 3 последних знака кода (18–20-й разряды). Так структура кода классификации доходов детализирована в новых Указаниях.
В целом ее можно описать следующей схемой:
 
1 2 3 4
Главный администратор доходов бюджета Вид доходов Подвид
доходов
Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов
Группа Подгруппа Статья Подстатья Элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
 
 
Код главного администратора доходов соответствует номеру, который присвоен ему согласно законодательству РФ и субъектов РФ, а также правовым актам органов местного самоуправления. На федеральном уровне перечень главных администраторов доходов в 2008–2010 гг. закреплен в приложении 6 к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»  (далее – Закон о бюджете) и приложении 8 к новым Указаниям.
Коды видов доходов являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ. При этом структура группы, подгруппы, а также элементов доходов определены в пунктах 4 и 8 статьи 20 БК РФ. Перечень статей и подстатей, единый для бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с пунктом 6 статьи 20 БК РФ устанавливает Минфин России.
Кодом подвида доходов теперь называется код, который в бюджетах на 2007 г. соответствовал коду программы (подпрограммы). Минфин России, финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования утверждают коды подвидов доходов по тем видам доходов, главными администраторами которых являются соответственно органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
В связи с появлением в составе бюджетной классификации отдельной классификации операций сектора государственного управления (далее также – КОСГУ) в коде классификации доходов выделен код КОСГУ.

Основные изменения с 1 января 2008 года

Изменения в классификации доходов связаны со вступлением в силу новой редакции БК РФ. Основные изменения, которые нашли отражение в новых Указаниях, заключаются в следующем (выделены полужирным начертанием).
1. Изменились наименования группы 000 1 00 00000 00 0000 000 «Доходы» – на «Налоговые и неналоговые доходы», а также подгрупп 000 1 08 00000 00 0000 000 «Государственная пошлина, сборы» – на «Государственная пошлина» и 000 2 03 00000 00 0000 180 «Безвозмездные поступления от государственных организаций» – на «Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций».
2. Для отражения операций по использованию нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений введены отдельные коды:
000 1 11 02013 01 0000 120 «Доходы от управления средствами Резервного фонда»;
000 1 11 02014 01 0000 120 «Доходы от управления средствами Фонда будущих поколений»;
000 1 17 10000 01 0000 180 «Перечисления нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов».
При этом администратором вышеперечисленных поступлений в федеральный бюджет, согласно новым Указаниям, является Минфин России, наделенный соответствующими функциями.
3. Согласно новой редакции статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые остались после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Исключение составляют доходы от использования имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
В соответствии с указанной нормой БК РФ иначе стал называться вид доходов 000 1 11 05000 00 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» – «Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)». Соответственно изменены и названия кодов, входящих в его состав.
4. Вид доходов 000 1 14 00000 00 0000 000 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» дополнен новым подвидом доходов 000 1 14 06000 00 0000 420 «Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением земельных участков автономных учреждений, а также земельных участков государственных и муниципальных предприятий, в том числе казенных)».
5. В подгруппе доходов 000 2 02 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» изменена система кодирования.
Новация состоит в том, что в 7 и 8-м разрядах кода классификации доходов в данном случае отражается код подраздела раздела 1100 «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов. При этом подразделам раздела 1100 соответствуют такие статьи доходов:
– подразделу 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – статья 000 2 02 01… «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
– подразделу 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)» – статья 000 2 02 02… «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)»;
– подразделу 1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – статья 000 2 02 03… «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
– подразделу 1104 «Иные межбюджетные трансферты» – статья 000 2 02 04… «Иные межбюджетные трансферты»;
– подразделу 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» – статья 000 2 02 05… «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов».

Классификация расходов бюджетов РФ

Структура кода классификации

В соответствии с новой редакцией статьи 21 Бюджетного кодекса РФ код классификации расходов бюджетов включает три части:
1) код главного распорядителя бюджетных средств;
2) коды раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Этот код, согласно новым Указаниям, также является 20-значным. Код главного распорядителя занимает в нем 3 знака (1–3-й разряды), коды раздела и подраздела – 4 знака (4–7-й разряды), код целевой статьи – 7 знаков (8–14-й разряды). По 3 знака отведено для кода вида расходов (15–17-й разряды) и кода КОСГУ (18–20-й разряды).
Схематично код классификации расходов можно представить так:
 
1 2 3
Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид
расходов
Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
  Программа Подпрограмма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
 
 
Ведомственная структура расходов федерального бюджета в разрезе кодов главных распорядителей средств федерального бюджета, кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов утверждается законом о федеральном бюджете.
Разделы и подразделы классификации расходов устанавливаются на основании пункта 3 статьи 21 БК РФ. В соответствии с новой редакцией этой статьи они едины для всех бюджетов российской бюджетной системы.

Изменения в разделах и подразделах с 1 января 2008 года

В новых Указаниях многие разделы и подразделы классификации расходов претерпели изменения в соответствии с требованиями новой редакции БК РФ. Остановимся на них подробнее (изменения выделены полужирным начертанием).

Разделы 0100 «Общегосударственные вопросы» – 1000 «Социальная политика»

В разделе 0100 «Общегосударственные вопросы» изменились названия следующих подразделов:
0101 «Функционирование Президента Российской Федерации»;
0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования»;
0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований»;
0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций»;
0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора».
Кроме того, в подраздел 0108 «Международные отношения и международное сотрудничество» вошел ранее самостоятельный подраздел 0109 «Международная экономическая и гуманитарная помощь». В результате все последующие подразделы изменили нумерацию с 0110–0115 на 01090114. Нумерация 0110–0115 была присвоена этим подразделам в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н (далее – Указания 2006 г.).
В разделе 0200 «Национальная оборона» появился новый подраздел 0202 «Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований». Из-за этого нумерация прежних подразделов 0202–0208 поменялась на 02030209.
В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»:
– изменились названия подразделов 0309 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» и 0310 «Обеспечение пожарной безопасности»;
– появился новый подраздел 0312 «Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов». В связи с этим прежние подразделы 0312 и 0313 изменили нумерацию на 0313 и 0314.
В разделе 0400 «Национальная экономика»:
– изменилось название подраздела 0402 «Топливно-энергетический комплекс»;
– введен новый подраздел 0409 «Дорожное хозяйство» (чтобы обособить соответствующие расходы, которые в 2007 г. отражались по подразделу 0408 «Транспорт»). Соответственно прежние подразделы 0409–0411 изменили нумерацию на 04100412.
В разделе 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» появился новый подраздел 0503 «Благоустройство». В связи с этим прежние подразделы 0503 и 0504 изменили нумерацию на 0504 и 0505.
В разделе 0600 «Охрана окружающей среды»:
– появился новый подраздел 0601 «Экологический контроль», а прежние подразделы 0601–0604 изменили нумерацию на 06020605;
– изменились названия перенумерованных подразделов 0602 (ранее – 0601) «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» и 0603 (ранее – 0602) «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания».
В разделе 0700 «Образование» изменились названия подразделов 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» и 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование».
Исправлены названия раздела 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации» и подраздела 0805 «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации».
Изменивший название раздел 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» разбит на семь новых подразделов:
0901 «Стационарная медицинская помощь»;
0902 «Амбулаторная помощь»;
0903 «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов»;
0904 «Скорая медицинская помощь»;
0905 «Санаторно-оздоровительная помощь»;
0906 «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов»;
0907 «Санитарно-эпидемиологическое благополучие».
Поскольку раздел 0900 теперь называется иначе и расходы по нему также детализированы по-другому, изменены коды и наименования прежних подразделов 0902, 0903 и 0904 – на 0908 «Физическая культура и спорт», 0909 «Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта» и 0910 «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта».
Следует отметить принцип использования подразделов этого раздела – по юридическому лицу, а не по виду деятельности. Например, если структурным подразделением стационара является поликлиника, не имеющая статуса юридического лица, то расходы на содержание и обеспечение деятельности стационара и поликлиники должны отражаться по подразделу 0901 «Стационарная медицинская помощь».
В разделе 1000 «Социальная политика» изменилось наименование подраздела 1004 «Охрана семьи и детства».

Раздел 1100 «Межбюджетные трансферты»

Структура данного раздела исправлена в соответствии с видами межбюджетных трансфертов, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ. При этом нумерация подразделов в нем осталась прежней. Таким образом, теперь раздел 1100 включает следующие подразделы:
1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». По нему отражаются расходы:
– на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных районов (городских округов) и поселений;
– дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ;
– иные дотации бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)». По нему отражаются расходы на субсидии, которые предоставляются:
– бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ (по вопросам, находящимся в ведении субъектов РФ или совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ) и полномочий органов местного самоуправления (по вопросам местного значения);
– из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
– из местных бюджетов в бюджеты бюджетной системы РФ.
По данному подразделу также отражаются расходы по предоставлению субсидий:
– из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитального строительства объектов государственной собственности субъектов РФ, которое финансируется из бюджетов субъектов РФ, или по предоставлению соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ;
– из бюджетов субъектов РФ на софинансирование капитального строительства объектов муниципальной собственности, которое финансируется из местных бюджетов;
– из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ или из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование мероприятий по обеспечению отдельных категорий граждан жильем при осуществлении социальных выплат;
1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». По нему отражаются расходы на субвенции, которые предоставляются:
– бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для финансирования расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления;
– местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ для финансирования расходных обязательств муниципальных образований при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, переданных органам местного самоуправления;
1104 «Иные межбюджетные трансферты». По нему отражаются расходы на иные межбюджетные трансферты, которые предоставляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов бюджетам бюджетной системы РФ в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. По этому подразделу в том числе отражаются трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, а также на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике;
1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». Это новый подраздел, введенный в раздел 1100 с 1 января 2008 г. По нему отражаются расходы по передаче средств государственным внебюджетным фондам в соответствии с бюджетным законодательством.

Целевые статьи

Структура целевых статей классификации расходов федерального бюджета сформирована в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации.
При этом программы и подпрограммы целевых статей используются для детализации основных функций государства. Также коды программ и подпрограмм применяются для отражения субсидий юридическим лицам в зависимости от направлений их использования и целевых средств, передаваемых в другие бюджеты бюджетной системы РФ.
На федеральном уровне публичные нормативные обязательства детализированы с применением целевых статей. Например, целевой статьи 505 0000 «Социальная помощь», в рамках программ которой закодированы нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность Российской Федерации по оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан.
Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган, исходя из расходных обязательств, которые подлежат исполнению за счет средств тех или иных бюджетов. Исключением являются перечни целевых статей, которые финансируются за счет субвенций или межбюджетных субсидий. В каком порядке определяются эти перечни, устанавливает финансовый орган, составляющий и организующий исполнение бюджета, из которого предоставляются указанные трансферты.
Утверждаются данные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете, а в случаях, установленных БК РФ, – сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Что касается расходов на государственное управление в субъектах РФ и расходов на муниципальное управление, то порядок формирования перечня целевых статей и их структура в данном случае аналогичны порядку формирования и структуре целевых статей, применяемых на федеральном уровне.
«Программный срез» целевых статей, которые предназначены для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, должен задействоваться следующим образом.
Код программы (4 и 5-й знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату. Код подпрограммы (6 и 7-й знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

Виды расходов

Они показывают способ исполнения расходных обязательств Российской Федерации и увязаны с видами бюджетных ассигнований, установленных БК РФ.
Коды видов расходов также применяются для отражения ряда мероприятий в рамках федеральных целевых программ, взносов в уставные капиталы юридических лиц и отдельных бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
Для отражения бюджетных ассигнований, предусмотренных БК РФ, введены следующие виды расходов:
001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями»;
003 «Бюджетные инвестиции»;
005 «Социальные выплаты»;
006 «Субсидии юридическим лицам»;
007 «Прочие дотации»;
008 «Фонд финансовой поддержки»;
009 «Фонд компенсаций»;
010 «Фонд софинансирования»;
011 «Выполнение международных обязательств»;
012 «Выполнение функций государственными органами»;
013 «Прочие расходы»;
014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
015 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
017 «Иные межбюджетные трансферты»;
018 «Иные субсидии»;
019 «Субсидии некоммерческим организациям»;
020 «Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований)».
Для отражения расходов федерального бюджета, которые осуществляются в рамках федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, а также расходов на взносы в уставные капиталы акционерных обществ введены отдельные виды расходов (с 021-го по 309-й).
Виды расходов, которые производятся из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждаются законами о федеральном бюджете и бюджетах этих фондов на соответствующий год.
Как и перечни целевых статей, перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган. При этом он также исходит из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств определенных бюджетов.
Утверждаются перечни видов расходов в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете, а в установленных БК РФ случаях – сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Порядок формирования перечня видов расходов аналогичен порядку его формирования на федеральном уровне. 

Особенности определения перечня и кодов некоторых
целевых статей и видов расходов


В отношении расходов, связанных с публичными нормативными обязательствами, а также с обеспечением деятельности (выполнением полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, порядок формирования перечня и определения кодов целевых статей и видов расходов бюджетов устанавливает Минфин России.
Как определяются перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансируемых за счет субвенций или межбюджетных субсидий, устанавливает финансовый орган, составляющий и организующий исполнение бюджета, из которого предоставляются указанные трансферты.
Отметим, что применительно к федеральным органам исполнительной власти, где законодательством РФ предусмотрена военная и правоохранительная служба, перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета должны обеспечивать сопоставимость соответствующих расходов и соблюдение единых принципов их отражения.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
С 1 января 2008 г. данная классификация стала единой как для внутренних, так и для внешних источников финансирования бюджетного дефицита. Это позволил сделать не задействованный в 2007 г. уровень подстатей (10-11-й разряды кода источников финансирования дефицитов бюджетов (как внутренних, так и внешних)).
Также с 1 января значительно изменилась структура этой классификации.

Администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов

Как и по доходам бюджета, по источникам финансирования его дефицита статья 6 БК РФ с 1 января 2008 г. ввела понятия главного администратора и администратора.
Главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета считается определенный законом (решением) об этом бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, которые имеют в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являются администраторами источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета признается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, которые вправе в соответствии с БК РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
Бюджетные полномочия главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета закрепляет новая статья 160.2 БК РФ.
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете. По федеральному бюджету их перечень на 2008–2010 гг. утвержден в приложении 7 к Закону о бюджете. Кроме того, действующий перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также виды источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, которые администрируются федеральными органами государственной власти РФ и органами государственных внебюджетных фондов, приведены в приложении 9 к новым Указаниям.

Структура кода

В 20-значном коде классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ тоже выделяются три основные части. В соответствии с новой редакцией статьи 23 БК РФ и новыми Указаниями он включает:
1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов – 3 знака (1–3-й разряды);
2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов – 14 знаков (4–17-й разряды);
3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов, – 3 знака (18–20-й разряды).
Общая структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ такова:
 
1 2 3
Главный администратор источников финансирования дефицитов бюджетов  
  
Г
р
у
п
п
а
 
П
о
д
г
р
у
п
п
а
Статья Вид
источников
Классификация
операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов
  Подстатья Элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
 
Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов
 
Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов установлены бюджетным законодательством РФ и являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.
В классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ предусмотрены две группы источников финансирования – 000 01 00 00 00 00 0000 000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» и 000 02 00 00 00 00 0000 000 «Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов».

Группа 000 01 00 00 00 00 0000 000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов»

Данная группа включает следующие подгруппы:
000 01 01 00 00 00 0000 000 «Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации». По данной подгруппе отражается разница между средствами, поступившими от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
000 01 02 00 00 00 0000 000 «Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации». По данной подгруппе отражается разница между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями кредитами кредитных организаций в валюте РФ;
000 01 03 00 00 00 0000 000 «Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации». По данной подгруппе отражается разница между:
– полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями в валюте РФ бюджетными кредитами, которые предоставляются соответствующему бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;
– полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, которые предоставляются Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
– полученными муниципальным образованием в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными им в иностранной валюте бюджетными кредитами, которые предоставляются в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
000 01 04 00 00 00 0000 000 «Кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации». По данной подгруппе отражается разница между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектами РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
000 01 05 00 00 00 0000 000 «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета». По данной подгруппе отражается изменение остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета в течение соответствующего финансового года;
000 01 06 00 00 00 0000 000 «Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов». По данной подгруппе отражаются источники внутреннего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, не отнесенные к другим подгруппам группы 000 01 00 00 00 00 0000 000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов».
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включены:
1) поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
2) поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
3) курсовая разница по средствам соответствующего бюджета;
4) суммы, направляемые на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, субъектов РФ, гарантий муниципальных образований в валюте РФ, в случае, если при исполнении гарантом государственных гарантий возникает право регрессного требования гаранта к принципалу;
5) разница между суммами бюджетных кредитов, предоставленных из соответствующего бюджета юридическим лицам, и суммами возврата тех же кредитов;
6) разница между суммами бюджетных кредитов, предоставленных из соответствующего бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ, и суммами возврата тех же кредитов;
7) прочие источники внутреннего финансирования дефицита соответствующего бюджета, в том числе:
– компенсационные выплаты по вкладам в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г., вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г., выкуп государственных ценных бумаг (ГКО СССР) и сертификатов Сбербанка СССР, размещенных на территории РСФСР до 1 января 1992 г.;
– платежи по погашению государственных товарных обязательств, векселей Минфина России;
– прочие платежи, а также суммы, направляемые на погашение иных долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в валюте РФ;
000 01 07 00 00 00 0000 000 «Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)». По данной подгруппе отражается разница между суммами бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и суммами возврата тех же кредитов;
000 01 08 00 00 00 0000 000 «Прочие бюджетные кредиты (ссуды), предоставленные федеральным бюджетом внутри страны». По данной подгруппе отражается разница между суммами прочих бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммами возврата тех же кредитов.

Группа 000 02 00 00 00 00 0000 000 «Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов»

В эту группу входят следующие подгруппы:
000 02 01 00 00 00 0000 000 «Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте». По ней отражается разница между средствами, которые поступили от размещения государственных займов путем выпуска от имени Российской Федерации, субъекта РФ государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, и средствами, направленными на погашение этих ценных бумаг;
000 02 02 00 00 01 0000 000 «Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте». По ней отражается разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования). При подсчете этой разницы учитываются средства, перечисленные из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
000 02 03 00 00 01 0000 000 «Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте». По ней отражается разница между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектом РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;
000 02 04 00 00 00 0000 000 «Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов». По ней отражаются:
– суммы, которые направляются на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, субъекта РФ в иностранной валюте, в случае, если при исполнении гарантом государственных гарантий Российской Федерации, субъекта РФ возникает право регрессного требования гаранта к принципалу;
– объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если при исполнении гарантом государственных гарантий субъекта РФ возникает право регрессного требования гаранта к принципалу;
– разница между суммами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и суммами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
– прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также суммы, направляемые на погашение иных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте.

Статьи и виды источников финансирования дефицитов бюджетов

Дальнейшая детализация кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов проводится в 8–17-м разрядах, которые обозначают статьи и виды источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей и видов устанавливается в законе (решении) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования его дефицита.
12–13-й разряды кода – это элемент источника финансирования дефицитов бюджетов. Он отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы РФ.
Выделяются следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:
01 – федеральный бюджет;
02 – бюджет субъекта РФ;
03 – бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
04 – бюджет городского округа;
05 – бюджет муниципального района;
06 – бюджет Пенсионного фонда РФ;
07 – бюджет Фонда социального страхования РФ;
08 – бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 – бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
10 – бюджет поселения.
В рамках вида источников финансирования (14–17-й разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) законодательными актами субъектов РФ или решением муниципальных образований подстатьи источников финансирования дефицитов бюджетов при необходимости детализируются с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления

Это новая часть бюджетной классификации РФ, представляющая собой универсальную классификацию операций по их экономическому содержанию. В Бюджетном кодексе РФ ей посвящена статья 23.1, введенная Законом № 63-ФЗ.
КОСГУ используется как для доходов, так и для расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Она основана на экономических классификациях доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, которые содержались в Указаниях 2006 г.
 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

О журналах

Электронные
журналы
 
Поделиться: