click fraud detection

Административная реформа: финансовый аспект

(из архива статей БиНО за август 2008 года)

 
Е.А. Король,
советник государственной
гражданской службы РФ III класса, к.э.н.

 
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ 12 мая 2008 г. подписал Указ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 724), который в настоящее время действует с изменениями, внесенными 30 мая 2008 г. Указом Президента РФ № 863.
В соответствии с Указом № 724 образованы, преобразованы или упразднены некоторые федеральные органы исполнительной власти.
В связи с этим Правительство РФ должно выполнить ряд реорганизационных мероприятий, в том числе внести предложения об упразднении с 1 октября 2008 г. Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, предусмотрев передачу их функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Во исполнение данных ему Указом № 724 поручений Правительство РФ своим распоряжением от 2 июня 2008 г. № 793-р (далее – Распоряжение № 793-р) утвердило, в частности, перечень федеральных органов исполнительной власти, ответственных за проведение мероприятий в отношении упраздненных (преобразованных) федеральных органов исполнительной власти.
 
Наименование федерального органа
исполнительной власти, ответственного
за проведение мероприятий в отношении
упраздненного (преобразованного)
федерального органа исполнительной власти
Наименование
упраздненного
(преобразованного)
федерального органа
исполнительной власти
Министерство культуры Российской Федерации Роскультура
Минкультуры России
Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
МПР России
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации
Роспром
Минпромэнерго России
Министерство связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Россвязьохранкультура
Мининформсвязи России
Министерство экономического развития Российской федерации Росимущество
Минэкономразвития России
Министерство энергетики Российской Федерации Росэнерго
Федеральное агентство по рыболовству Госкомрыболовство России
Федеральное агентство по делам молодежи Госкоммолодежи России
 
Распоряжением от 2 июня 2008 г. № 794-р Правительство РФ определило Минздравсоцразвития России федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Росздрава и Росмедтехнологий. Этим распоряжением также установлены сроки проведения ликвидационных мероприятий.
Распоряжением от 2 июня 2008 г. № 795-р Правительство РФ определило Минрегион России федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий в отношении упраздненного Росстроя и также установило сроки проведения ликвидационных мероприятий.
Согласно Распоряжению № 793-р федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции упраздненных (преобразованных) федеральных органов исполнительной власти, должны были в срок до 25 июня:
– обеспечить внесение в установленном порядке соответствующих изменений в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
– представить в Минфин России предложения по составу закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации и (или) классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, а также прогнозные показатели доходов федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009–2010 гг.
В срок до 1 сентября 2008 г. органам исполнительной власти, которым переданы функции упраздненных (преобразованных) федеральных органов исполнительной власти, необходимо обеспечить:
– открытие (переоформление) в территориальных органах Федерального казначейства лицевых счетов подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета;
– прием данных о произведенных с начала 2008 г. кассовых расходах федерального бюджета, сумме поступивших с начала 2008 г. соответствующих доходов и об источниках финансирования дефицитов бюджетов, администрируемых упраздненными (преобразованными) федеральными органами исполнительной власти.
Изменения в учредительные документы организаций, находившихся в ведении упраздненных (преобразованных) федеральных органов исполнительной власти, и получение генеральных разрешений (разрешений) на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств от приносящей доход деятельности должно быть осуществлено в срок до 1 мая 2009 г.
К сожалению, опыт прошлых лет показывает, что аналогичная работа осуществлялась с существенным нарушением установленных сроков.
В настоящей статье мы рассмотрим лишь один вопрос, связанный с процедурой реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти согласно Указу № 724, а именно порядок открытия (переоформления) лицевых счетов, в том числе порядок передачи объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств и кассовых расходов.
Напомним, что основными документами, которыми должны руководствоваться органы Федерального казначейства, главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета при проведении реорганизационных мероприятий в части оформления (переоформления) лицевых счетов и передачи финансовых показателей, являются:
– Бюджетный кодекс РФ;
– Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н (далее – Инструкция № 142н);
– Порядок доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н (далее – Порядок № 50н).

О вновь созданных распорядителях и получателях

Пунктами 2 и 3 Указа № 724 установлено, что в Российской Федерации образованы два новых получателя средств федерального бюджета – два федеральных органа исполнительной власти. Причем один из получателей – Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации – одновременно будет являться и главным распорядителем для подведомственных ему:
– Федерального агентства по делам молодежи;
– Федерального агентства по туризму;
– Федерального агентства по физической культуре и спорту.
Что касается второго вновь образованного органа исполнительной власти – Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, – то для него главным распорядителем будет являться МИД России, а само Агентство будет являться распорядителем для подведомственных ему получателей средств федерального бюджета.
Таким образом, указанные органы исполнительной власти должны будут открыть в органе Федерального казначейства и лицевой счет распорядителя, и лицевой счет получателя средств федерального бюджета.
Напомним, что лицевой счет распорядителя средств – это счет, предназначенный для учета доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования и распределения их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.
Лицевой счет получателя средств – это лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых в установленном порядке бюджетных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета в валюте Российской Федерации.

Включение в Сводный реестр – первый этап при открытии счета

Для того чтобы открыть соответствующие лицевые счета в органах Федерального казначейства, вновь созданные органы исполнительной власти прежде всего должны быть включены в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее – Сводный реестр).
Требование о необходимости включения в Сводный реестр всех главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета установлено Инструкцией № 142н.
Кроме того, орган Федерального казначейства проверяет документы, представленные для открытия счета, на соответствие данным Сводного реестра. Проверка осуществляется в части полного наименования, краткого наименования, организационно-правовой формы и формы собственности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Поэтому первый этап при открытии счета для вновь образованных главных распорядителей, распорядителей и получателей – включение в Сводный реестр.
Для этого, согласно Порядку ведения Сводного реестра, утвержденному приказом Минфина России от 3 июля 2005 г. № 83н (далее – Порядок № 83н), главный распорядитель средств федерального бюджета должен представить в Федеральное казначейство заявку на включение в Сводный реестр соответственно главного распорядителя, распорядителя или получателя средств федерального бюджета согласно приложению 2 к Порядку № 83н.
Таким образом, для того чтобы вновь образованное Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации было включено в Сводный реестр, оно самостоятельно должно обратиться в Федеральное казначейство с заявкой на включение в Сводный реестр. Что же касается Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, то в отношении него с заявкой о включении в Сводный реестр в Федеральное казначейство должно обратиться Министерство иностранных дел РФ.
Федеральное казначейство присваивает главному распорядителю, распорядителю и получателю средств федерального бюджета код по СРРПБС (код бюджетополучателя) и осуществляет их предварительное включение в Сводный реестр. При этом главным распорядителям, распорядителям и получателям присваивается один код вне зависимости от открытия им соответствующих лицевых счетов (например, по учету средств от приносящей доход деятельности) в территориальных ОФК.
После предварительного включения в Сводный реестр Федеральное казначейство и его территориальные органы открывают главному распорядителю, распорядителю, получателю средств федерального бюджета соответствующие лицевые счета.

Представление необходимых документов
в орган Федерального казначейства


Для открытия счета главный распорядитель, распорядитель и получатель средств федерального бюджета должны представить в орган Федерального казначейства все необходимые для открытия соответствующего счета документы, перечень которых приведен в Инструкции № 142н.
Так, пункт 14 Инструкции № 142н устанавливает, что основанием для открытия лицевого счета распорядителя средств является представленный распорядителем средств в орган Федерального казначейства правоустанавливающий учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств. Этими документами подтверждается предоставление данному распорядителю средств полномочий по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.
Для открытия лицевого счета распорядителя средств в орган Федерального казначейства распорядитель должен представить следующие документы:
– заявление на открытие лицевого счета;
– копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально;
– карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (иным уполномоченным им лицом) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально;
– заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера распорядителя средств (иного должностного лица, уполномоченного руководителем) перечень иных получателей средств, находящихся в его ведении.
Для открытия лицевого счета получателя средств (за исключением обособленного подразделения), лицевого счета получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте получатель должен представить следующие документы (пункт 16 Инструкции № 142н):
– заявление на открытие лицевого счета;
– копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально;
– копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем, или нотариально, или органом, осуществившим государственную регистрацию;
– карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (иного уполномоченного им лица) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально);
– копию свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом.
Вместе с тем пункт 18 Инструкции № 142н предусматривает случаи, когда не требуется представление копии учредительного документа и копии документа о государственной регистрации. Это возможно, если федеральный орган государственной власти РФ или его территориальный орган не имеют собственного положения (устава) и действуют на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке.

Ликвидированные распорядители и получатели

В соответствии с Указом № 724 некоторые федеральные органы исполнительной власти преобразованы, а некоторые – ликвидированы. Проведение реорганизационных мероприятий будет зависеть от вида реорганизации.
Согласно пункту 30 Инструкции № 142н при ликвидации главного распорядителя, распорядителя или получателя средств федерального бюджета соответственно главный распорядитель, распорядитель или получатель средств федерального бюджета должны представить в орган Федерального казначейства:
– копию документа о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, с указанием срока действия ликвидационной комиссии;
– карточку образцов подписей ликвидационной комиссии.
Эти документы должны быть заверены органом, принявшим решение о ликвидации, или учредителем.
По завершении работы ликвидационная комиссия оформляет заявление на закрытие лицевого счета.
Для того чтобы закрыть лицевые счета ликвидируемым главным распорядителям, распорядителям или получателям средств федерального бюджета, необходимо обеспечить отсутствие на них объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств, кассовых расходов.
Пункт 4.4.5 Порядка № 50н устанавливает, что при проведении мероприятий, связанных с ликвидацией, главный распорядитель (распорядитель), в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, в отношении которого проводятся ликвидационные мероприятия (далее – ликвидируемый получатель), формирует «отрицательное» расходное расписание. В нем отражается сумма неиспользованных остатков ЛБО и объемов финансирования расходов, учтенных на соответствующем лицевом счете ликвидируемого получателя.
Следует иметь в виду, что такие расходные расписания не допускается включать в реестр расходных расписаний.
Орган Федерального казначейства по месту открытия соответствующего лицевого счета ликвидируемому получателю после получения «отрицательного» расходного расписания, адресованного получателю, осуществляет следующие мероприятия:
– отражает показатели «отрицательного» расходного расписания на соответствующем лицевом счете;
– формирует и отправляет в электронном виде в орган Федерального казначейства, от которого поступило «отрицательное» расходное расписание, извещение о принятии на учет «отрицательного» расходного расписания по форме согласно приложению 5 к Порядку № 50н;
– выдает получателю (ликвидационной комиссии) выписку из соответствующего лицевого счета с приложением копии расходного расписания или формирует и отправляет в электронном виде извещение об аннулировании «отрицательного» расходного расписания по форме согласно приложению 5 к Порядку № 50н.

Реорганизованные распорядители и получатели

При проведении реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) процедура передачи бюджетных показателей будет несколько сложнее. В данном случае преобразованным главным распорядителям, распорядителям, получателям средств федерального бюджета будут открыты новые лицевые счета, а старые – закрыты.
При этом прежде всего в Сводный реестр должны быть внесены изменения, соответствующие проводимой реорганизации.
Изменения в Сводный реестр готовят главные распорядители средств федерального бюджета. Как уже было отмечено, Заявку они должны оформлять по форме согласно приложению 2 к Порядку № 83н.
После включения распорядителей и получателей в Сводный реестр органы Федерального казначейства открывают в установленном порядке в соответствии с новой организационной структурой лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям, участвующим в межведомственной реорганизации. Всем территориальным органам преобразованных главных распорядителей средств федерального бюджета будут присвоены новые коды бюджетополучателей. Также новые коды получат и их подведомственные распорядители (получатели) средств федерального бюджета.
Следует обратить внимание, что на время проведения реорганизационных мероприятий у одного и того же клиента в органах Федерального казначейства будут открыты два лицевых счета одного вида: с прежним кодом бюджетополучателя и с новым кодом бюджетополучателя. Действующие в настоящее время нормативные документы по проведению реорганизационных мероприятий это допускают.
В соответствии с разъяснениями Федерального казначейства, после того как два лицевых счета будут открыты, операции по старой главе приостанавливать не следует. До тех пор пока не будут получены расходные расписания на отзыв доведенных ранее лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, старый счет не блокируется. Распорядитель, получатель средств имеет право осуществлять любые операции, в том числе и связанные со своей текущей деятельностью.

Процедура передачи финансовых показателей

После открытия нового лицевого счета необходимо будет осуществить передачу на него показателей, отраженных на прежнем лицевом счете. При этом следует руководствоваться правилами, установленными пунктом 4.4.1 Порядка № 50н.
В частности, после того как главный распорядитель внесет в соответствии с проводимой межведомственной реорганизацией изменения в Сводный реестр и орган Федерального казначейства откроет в установленном порядке в соответствии с новой организационной структурой лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям, участвующим в межведомственной реорганизации, Федеральное казначейство должно сформировать и направить соответствующему главному распорядителю:
– казначейское уведомление на аннулирование доведенных с начала года главному распорядителю, в отношении которого проводится процедура межведомственной реорганизации (далее – реорганизуемый главный распорядитель), объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов с указанием в строке «Специальные указания» «Межведомственная реорганизация»;
– отдельное казначейское уведомление, сформированное в соответствии с новой организационной структурой, с указанием в строке «Специальные указания» фразы «Межведомственная реорганизация».
Казначейское уведомление на аннулирование доведенных с начала года реорганизуемому главному распорядителю объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и объемов финансирования расходов и казначейское уведомление на доведение указанных показателей в соответствии с новой организационной структурой формируются на основании изменений, вносимых в установленном порядке в сводную бюджетную роспись на текущий финансовый год.
После получения казначейского уведомления главный распорядитель (распорядитель) должен оформить «отрицательные» расходные расписания и расходные расписания, подготовленные в соответствии с новой организационной структурой (далее – «положительное» расходное расписание), по находящимся в его ведении распорядителям (получателям), участвующим в межведомственной реорганизации.
В строке «Специальные указания» «отрицательного» и «положительного» расходного расписания указываются:
– код в соответствии со Сводным реестром и полное наименование распорядителя (получателя), участвующего в межведомственной реорганизации в соответствии с прежней (новой) организационной структурой;
– фраза «межведомственная реорганизация».
Орган Федерального казначейства при отсутствии замечаний к «отрицательным» («положительным») расходным расписаниям должен осуществить следующие мероприятия:
– направить вышеуказанные расходные расписания в электронном виде по принадлежности в орган Федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям (получателям);
– после поступления извещения о принятии «отрицательного» расходного расписания по форме согласно приложению 5 к Порядку № 50н отразить на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю (распорядителю) в соответствии с прежней организационной структурой, показатели «отрицательных» расходных расписаний;
– отразить на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю (распорядителю) в соответствии с новой организационной структурой, показатели «положительных» расходных расписаний.
После завершения мероприятий, связанных с межведомственной реорганизацией, органы Федерального казначейства в установленном порядке закрывают открытые в соответствии с прежней организационной структурой лицевые счета распорядителей (получателей) средств, участвовавших в межведомственной реорганизации.

Закрытие счетов

Орган Федерального казначейства закрывает лицевые счета по заявлению клиента на закрытие лицевого счета (приложение 6 к Инструкции № 142н), представленному им в связи с реорганизацией (пункт 32). Закрывается счет лишь при отсутствии показателей на лицевом счете.
Пункт 33 Инструкции № 142н устанавливает, что клиент при его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) представляет в орган Федерального казначейства для закрытия лицевых счетов копию решения о реорганизации, принятого его учредителем либо иным уполномоченным на то учредительными документами органом.
Кроме того, главный распорядитель средств федерального бюджета должен представить в Федеральное казначейство заявки на исключение из Сводного реестра распорядителей и получателей по прежним кодам. Заявка формируется согласно приложению 3 к Порядку № 83н.
В связи с этим следует иметь в виду, что распорядители и получатели вправе представлять в территориальные органы Федерального казначейства проекты заявок на включение, исключение, изменение реквизитов главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета в Сводный реестр.
Территориальные органы Федерального казначейства передают в Федеральное казначейство представленные распорядителями и получателями проекты заявок на включение, исключение, изменение реквизитов главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета в Сводном реестре.

Составление отчетности

Минфин России в своем письме от 14 июля 2008 г. № 02-14-07/1964 разъяснил, что упраздняемым (преобразуемым) федеральным органам исполнительной власти необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс о состоянии имущества и обязательств на дату, предшествующую реорганизации, по состоянию на начало проведения реорганизационных мероприятий. Баланс составляется в объеме форм годовой бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н. Напомним, что это:
– разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (получателя) средств бюджета (ф. 0503230);
– справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) – составляет орган, организующий исполнение бюджета;
– справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) в части расчетов между реорганизуемым федеральным органом исполнительной власти и его правопреемником (-ами) по счетам 1 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» и 1 401 02 180 «Прочие доходы»;
– отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
– отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
– отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
– пояснительная записка (ф. 0503160) в следующем составе: сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) и сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Промежуточный ликвидационный баланс упраздняемого (преобразуемого) федерального органа исполнительной власти необходимо подтвердить инвентаризацией активов и обязательств, проведенной в установленном законодательством РФ порядке, а также реестром требований кредиторов.
Отчеты по промежуточному ликвидационному балансу в Федеральное казначейство представлять не нужно. А вот отчеты по передаточному (разделительному) балансу, которые упраздняемые (преобразуемые) органы исполнительной власти должны составить на дату реорганизации для каждого федерального органа исполнительной власти, которому передаются функции в соответствии с Указом № 724, обязательно представляются в Федеральное казначейство. Эти отчеты также составляются в объеме форм годовой бюджетной отчетности.
Показатели разделительного баланса необходимо подтвердить Сводными актами приема-передачи активов и обязательств, подписанными в установленном порядке.
Передаются все активы и обязательства, в том числе просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, суммы недостач и хищений материальных ценностей и денежных средств, в отношении которых федеральные органы исполнительной власти, осуществившие принятие таких активов и обязательств, принимают меры в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отчетность нужно представить как в электронном виде в соответствии с требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде бюджетной отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, утвержденными Федеральным казначейством 22 мая 2008 г., так и в бумажном виде. При этом отчетность должна быть подписана лицом, уполномоченным на ведение реорганизационных мероприятий в соответствии с приказами федеральных органов исполнительной власти, ответственных за проведение реорганизационных мероприятий.
После передачи активов и обязательств реорганизуемый федеральный орган исполнительной власти должен представить в Федеральное казначейство разделительный (ликвидационный) баланс на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности, а также уведомление о снятии с учета в налоговом органе.
 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: